Психология внушения

    Раздел: Статьи Дата публикации: 5-07-2014, 16:36 Ошибка?
    Психология внушения
    На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой. Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения. Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.

    Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример - психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике. В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.

    Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах. С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».

    Внушение можно разделить на два вида – это внушение: а) в бодрствующем состоянии, б) в гипнозе. Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное. Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д. Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован. Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.

    Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т.к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов. Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.

    Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей. Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям. Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию. Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы. Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею - имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.

    Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.

    Автор: admin@psychojournal.ru

    Бехтерев В. М. — Гипноз. Внушение. Телепатия

    Чудесные исцеления, лечители и прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии, массовое увлечение экстросенсами, передача мыслей на расстоянии и передача биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполонили наше...

    Буль П. И. — Техника гипноза и внушения

    Как овладеть техникой гипноза и какие заболевания лечатся с его помощью? Этот вопрос волнует многих. Ответ на него вы сможете найти в данном научно-популярном пособии....

    Джеймс Борг — Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей

    Убеждение – мощная сила. С каждым днем мы все больше и больше зависим от способности убеждать других. Какая бы ни стояла перед нами задача – получить согласие, добиться принятия решения, изменить чье-то отношение, – успех зависит...

    Бехтерев В. М. — Мозг и внушение

    Владимир Бехтерев первым вторгся в святая святых человека – его сознание. И смог не только излечивать от самых серьезных болезней, но и управлять людьми с помощью внушения и гипноза. Он провел сотни уникальных опытов гипноза,...

    Бехтерев В. М. — Внушение и его роль в общественной жизни

    В настоящей книге раскрывается сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль различных видов внушения в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, а...

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Январь 2023 (1)
Апрель 2022 (1)
Март 2022 (3)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (2)
Октябрь 2021 (3)


Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Костандов Э. А. — Психофизиология сознания и бессознательного

Сегодня: четверг 25 апреля 2024

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2024