PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Теория самодетерминации, или что может быть лучше кнута и пряника?

    Раздел: Статьи Дата публикации: 15-10-2016, 22:34
    Теория самодетерминации, или что может быть лучше кнута и пряника?
    Часто мы не можем заставить себя сделать что-то, даже зная, как это важно и нужно. Следует ли себя принуждать и где источник той силы, которая побуждает действовать, - внутри нас или вовне? У теории самодетерминации есть ответы на эти вопросы.

    В каких ситуациях мы делаем нечто с таким удовольствием, что единственное наше желание - продолжать это делать и дальше, а в каких мы ждем вознаграждения извне? Этим вопросом задался психолог Эдвард Деси (Edward Deci) в начале 70-х годов прошлого века. Он попытался разграничить внешнюю и внутреннюю мотивацию. Вскоре к нему присоединился коллега по Рочестерскому университету (США) Ричард Райан (Richard M. Ryan), и на свет появилась теория самодетерминации (психологи используют иногда сокращение СДТ), которая стала частью общих изменений в психологии как науке. Если раньше доминировали школы, каждая из которых была отдельной державой со своими авторитетами, то в те годы началось движение к общей системе понятий. Новые лидеры уже не имели сакрального статуса.

    Произошла и технологическая демократизация - научные журналы стали доступны более широкому кругу исследователей. Психология мотивации отказалась от постановки глобальных вопросов, например о том, что вообще нами движет - либидо или поиск смысла жизни. При всей красоте такой вопрос не имеет отношения к науке: ни один ответ нельзя подтвердить экспериментально. Вместо этого психологи занялись вопросами ситуативной мотивации - "почему я что-то делаю в данный момент". Это именно то, что можно исследовать и доказать. Появление СДТ стало очень важным событием в психологии.

    Три основные потребности

    Что побуждает нас к действию? Основу мотивации составляют наши базовые потребности.

    Первая - потребность в автономии: мы хотим чувствовать себя инициаторами собственных действий. Одно дело - идти в магазин, потому что нам захотелось чего-то вкусного, и совсем другое - если жена или муж прожужжали все уши, что в холодильнике шаром покати.

    Вторая - потребность в компетентности: мы хотим успешно справляться с тем, что делаем, чувствовать свое мастерство. Хорошо, конечно, стать великим скрипачом или футболистом, чье искусство признает весь мир, но и простая похвала начальства, коллег, фанатов или слушателей удовлетворяет эту потребность хотя бы отчасти.

    И третья - потребность в отношениях с другими людьми. Тут все просто: нам хорошо, когда окружающие нас принимают, слышат, любят и не забывают об этом сообщать.

    Теория самодетерминации, опираясь на множество эмпирических данных, доказывает, что удовлетворение именно этих базовых потребностей обеспечивает наше психологическое благополучие. И служит лучшим стимулом к совершению любых действий. Главный вывод сторонников СТД состоит в следующем. Награды и наказания далеко не всегда эффективны. Более того, они нарушают потребность в автономии, и негативные побочные следствия этого нарушения намного серьезнее, чем нам кажется. Неважно, обещают ли нам пряник за наши действия или грозят ударить кнутом, если мы их не совершим, - в обоих случаях инициаторами выступаем не мы сами.

    Прибегать к кнуту и прянику, очевидно, проще для тех, перед кем стоит задача мотивировать: мы склонны выбирать то, что проще. Но если внешняя мотивация еще может помочь при решении краткосрочных, тактических задач, то она абсолютно не поможет в решении стратегических. Здесь без внутренней мотивации ничего не добиться. Разумеется, полная картина сложнее. Например, внешняя мотивация разделяется на негативную (условный кнут) и позитивную (пряник). Наилучшие результаты дает сочетание позитивной внешней и внутренней мотивации (для которого есть термин «континуум автономности»). А сочетание негативной внешней мотивации с отсутствием внутренней гарантирует, что ничего не выйдет. Но и из краткого пересказа ясно: очень многое в нашей жизни устроено, мягко говоря, не оптимальным образом.

    Пределы контроля

    Свобода - основа нашей мотивации. Это главный тезис теории самодетерминации. Мы же постоянно пытаемся контролировать детей, мужей, жен, друзей и, уж конечно, - тех, кто у нас в подчинении на работе. Все это происходит почти незаметно и называется разными словами. Родители называют это заботой и воспитанием, учителя - обучением, а руководители - эффективным управлением. Но по существу все это - контроль, который подрывает внутреннюю мотивацию.

    Практические выводы из теории самодетерминации затрагивают едва ли не все сферы нашей жизни, часто весьма неожиданные. Например, миллионы больных забывают принимать лекарства. Дмитрий Леонтьев приводит пример, описанный Эдвардом Деси. Женщина безрезультатно лечилась от серьезного недуга - до тех пор, пока у нее не поменялся врач. Новый терапевт начал визит с вопроса: «Когда вам удобнее принимать лекарства?» Та, подумав, ответила, что вечером. Вскоре симптомы исчезли. Таблетки остались теми же, дело было лишь в том, что прежний врач требовал принимать их с утра, когда женщина забывала о лекарствах за повседневными хлопотами. И хотя время приема не имело принципиального значения для эффективности лечения, один врач верил в контроль и дисциплину, а другой дал пациентке свободу действий, поддержав ее потребность в автономии.


    Детям тоже нужен выбор

    В идеях СДТ нуждается и система образования, почти полностью построенная на внешней (и отнюдь не всегда позитивной) мотивации. Свобода может проявляться в том, как учитель ведет урок, задает ли он вопросы, отвечает ли сам на вопросы детей - или требует открыть учебник на такой-то странице, записать с доски такое-то решение задачи и сделать к такому-то числу работу над ошибками, оформив ее только так - и никак иначе. Свобода в том, чтобы дети сами выбирали вариант решения задачи или то произведение, которое они будут изучать: «Тихий Дон» или «Поднятую целину», «Войну и мир» или «Анну Каренину». Вариантов бесконечно много, и важно их видеть и не упускать.

    Бесполезно пытаться заставить детей учиться с помощью оценок. И даже с помощью похвал - они тоже могут «выключать» собственную мотивацию ребенка. Если ребенок считает нашу похвалу средством контроля, способом заставить его учиться, результата не будет. Похвала должна восприниматься как поддержка и признание компетентности ребенка, его мастерства. Чем больше мы пытаемся контролировать ребенка, тем более глубокую яму мы роем. Мы можем думать, что нами движет любовь к ребенку и желание, чтобы он был успешным в будущем, но это ничего не меняет. В долговременной перспективе такие методы не работают. Даже маленький ребенок, который не желает есть кашу, подтверждает теорию самодетерминации. «Не встанешь из-за стола, пока не съешь». «Не съешь кашу - не будет сегодня мультиков». «Съешь кашу - получишь конфету». Все три варианта одинаково плохи; они транслируют идею, что каша сама по себе - невкусная, ненужная и неприятная вещь. Но ведь каша на самом деле полезна! К тому же она может быть и вкусной. В конце концов, почему бы не предложить ребенку выбрать, какую кашу он хочет и с чем - с изюмом или черносливом, с бананом или курагой?

    В ожидании перемен

    Хотя Эдвард Деси и Ричард Райан входят в число самых цитируемых в мире психологов, в России теория самодетерминации пока не слишком распространена. Но хочется верить, что рано или поздно большинство родителей, учителей и руководителей поймут: источник наших стремлений находится в нас самих, а вовсе не в кнуте и прянике. И это утверждение теперь доказано научными экспериментами. Впрочем, многие из нас, конечно, давно об этом догадывались...

    Источник: Psychologies №10 2016

    Здоровая самооценка как основа гармоничного развития человека

    Здоровая самооценка — это основа гармоничного развития человека. Часто нам даже трудно предположить, как усложняет нашу жизнь низкая самооценка, неуверенность в себе: проблемы на работе, невозможность реализовать свои планы,...

    Как пробудить у ребенка интерес к учебе

    Сегодня большинство детей смотрит на школу как на неизбежное зло или, хуже того, каторгу. Реакцией на давление со стороны родителей и учителей часто становится страх «не справиться». Как пробудить (или вернуть) желание учиться?...

    Когда ребенку пора к психологу?

    Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками... Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться...

    Вторжение покемонов: что в этом хорошего?

    Оригинальный взгляд с позиции психологии на стремительно набирающую популярность игру «Pokemon Go»....

    Пряжников Н. С. — Мотивация трудовой деятельности

    В пособии представлены теоретико-методологические основы изучения мотивации, рассматриваются такие вопросы, как специфика собственно трудовой мотивации, мотивация трудовой деятельности в контексте решения управленческих задач,...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Калиненко В. К. — Границы в анализе. Юнгианский подход

Сегодня: среда 24 мая 2017

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2017