Биографический очерк
Леопольд Сонди родился 11 марта 1893 года в еврейской семье. Он был вторым из девяти детей от второго брака своего отца. Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания. В 1898 году семья переезжает в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в 1911 году.
После гимназии Сонди решает стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии. Несмотря на бедность, Сонди, благодаря помощи одного из братьев, поступает на факультет медицины Будапештского университета. Во время учёбы увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.
Во время Первой мировой войны Сонди был призван на военную службу, где был в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте.
После окончания войны, Сонди в 1919 году завершает образование в университете и начинает частную практику, совмещая её с работой в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период Сонди увлёкся экспериментальной психологией, которой занимался в лаборатории доктора Пауля Раншбурга. Раншбург проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим знаменитым тестом Л. Сонди сделал под компетентным руководством.
В этот период, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, Сонди обдумывает идею о семейной обусловленности психических болезней. Наблюдая за больными, Сонди приходит к выводу, что психопатология накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.
В 1926 году Л.Сонди женится на Илоне Радвани. В браке рождается двое детей — дочь Вера (1928—1978, умерла от эндокринных нарушений) и сын Петер (1929—1971, покончил с собой).
В 1920—1930-х годах Сонди принимает активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд.
С 1927 по 1941 год Сонди был профессором и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Будапештской высшей школы медицинской педагогики. В этот период Сонди активно развивает идеи Судьбоанализа, который рассматривает как продолжение психоанализа. В 1937 году выходит первая знаменитая книга «Анализ брачных союзов». В данной книге Сонди писал, что брачный выбор партнера зачастую подсознательно диктуется тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией. Сонди назвал подобный бессознательный выбор генотропизмом.
В 1941 году, в результате проводимой антиеврейской политики, Сонди был лишен права заниматься частной и исследовательской деятельностью. В июне 1944 года Сонди вместе с семьей попадает в концлагерь Берген-Бельзен, однако уже в начале декабря того же года получает разрешение выехать в Швейцарию.
В Швейцарии Сонди получает должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене. Также Сонди читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе. В 1959 году Сонди получает Швейцарское гражданство.
В 1970 году под руководством Л. Сонди открывается обучающий и научно—исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа).
Леопольд Сонди скончался 24 января 1986 года в доме престарелых недалеко от Цюриха, оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.
Теория судьбоанализа
Ещё во время учёбы в университете, увлёкшись творчеством Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий — Достоевский потому психологически тонко описывает поведение своих обычных героев — преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого. Л. Сонди предположил, что данная предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом. Много лет спустя эта гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А. Труайя, который в написанной им биографии Достоевского привел примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные.
В идеях Сонди заметно сильное влияние фрейдовского психоанализа и аналитической психологии Юнга. Теория судьбоанализа качественно обогатила глубинную психологию.
В своей теории автор постулировал:
- Во-первых, понятие семейного бессознательного. Семейное бессознательное - психическая сфера, расположенная между личным бессознательным З. Фрейда и коллективным бессознательным К.Г. Юнга. Семейное бессознательное в рамках судьбоанализа - это набор специфических выборов, которые зачастую являются наследственно обусловленными.
- Во-вторых, судьбоанализ вводит понятие о специфической системе влечений, выявляемых при помощи теста Сонди и генограммы.
- В третьих, учение о сфере Я, где выделяется два вида Я: физическое и метафизическое. Физическое Я представлено в системе влечений в виде четырех функций. В свою очередь, роль метафизического Я в концепции судьбоанализа заключается в регулировании противоречий во внутреннем и внешнем мире человека.
Сам Леопольд Сонди утверждал, что положительные и основательные диагностические результаты удается получить только тем исследователям, которые освоили особое виденье судеб человеческих влечений и сферы Я.
Основные положения теории судьбоанализа используются в интерпретации результатов теста Сонди, здесь принято ориентироваться на следующие принципы:
- Человек является в Мир со сложным переплетением наследственно обусловленных противоположностей своих влечений и сферы Я.
- Задача специалиста - выявить из сложного переплетения то влечение, которое соответствует человеку, является его истинной сущностью.
- В каждом человеке заложен не один вариант реализации его судьбы.
- Очень часто варианты носят противоположный характер.
- Один тестовый профиль открывает из множества имеющихся только одну возможность существования.
- По мнению авторов, тест должен применяться для выявления вариантов реализации склонностей, а не постановки психиатрического диагноза. Сам факт того, что человек может реализовывать себя путем социализации расстроенных влечений, не позволяет так думать.
Тест Сонди позволяет находить в профилях как социальные, так и асоциальные, как здоровые, так и патологические тенденции испытуемых.