PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности

    Раздел: Психологи Дата публикации: 23-12-2015, 12:57
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Полное имя: Алексей Николаевич Леонтьев
    Имя на английском: Alexei Nikolaevich Leontiev
    Дата рождения: 5 (18) февраля 1903
    Место рождения: Москва
    Дата смерти: 21 января 1979 (75 лет)
    Место смерти: Москва
    Страна: СССР
    Научная сфера: психология
    Известен как: основатель теории деятельности
    Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

    Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

    Биографический очерк
    Родился в семье мещан. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 648 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.

    С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти» издана около 1931 года.

    С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

    1933—1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

    С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).

    1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.

    1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.

    1948 год — член ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).

    1950 год — действительный член АПН РСФСР (c 1968 года — АПН СССР). Академик-секретарь Отделения психологии (1950—1957), вице-президент академии (1959—1961).

    С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

    1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет.

    В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.

    21 января 1979 года — умер в Москве.

    Научная деятельность
    Научный вклад А. Н. Леонтьева связан с программой построения культурно-исторической психологии, которая стала сквозной темой его научного творчества. Первые этапы научной биографии связаны с исследованиями по демонстрации принципов этого подхода на материале памяти и волевой регуляции. При этом с 1930-х годов его версия решения поставленных Л. С. Выготским задач оформилась как относительно самостоятельное направление — общепсихологическая теория деятельности.

    Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии.

    Докторская диссертация 1940 года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.

    Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.

    С 1960-х годов А. Н. Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В частности, Леонтьев обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, Ф. Е. Василюк, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. М. Величковский, В. В. Столин, С. Б. Новосёлова, Б. С. Братусь и др.

    Критики обсуждают тот факт, что Леонтьев участвовал в типичных для своего времени дискуссиях об идеологических основаниях советской психологии. При его активном участии прошёл ряд психологических дискуссий, в которых отстаивалась точка зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. В своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), учёный последовательно приводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

    В 1950 году на «Павловской» сессии двух академий Б. М. Теплов упрекнул в том числе и А. Н. Леонтьева в том, что «…нельзя найти достаточно последовательной и развернутой работы по перестройке психологии на основе учения Павлова»:

    В книге А. Н. Леонтьева «Очерк развития психики» (1947), посвящённой развитию психики от её возникновения у низших животных до сознания человека социалистического общества, имя Павлова упоминается лишь два раза, и притом по частным поводам. Хотя по сути некоторые из идей А. Н. Леонтьева ведут своё начало от Павлова, но об этом в данной книге ни слова не говорится, так как раздел, посвящённый учению Павлова, имевшийся в докторской диссертации автора (защищена в 1941 г.), не попал в книгу, о которой идёт речь, хотя она излагает эту диссертацию.
    Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова. Вступительное слово. Доклады. Постановление. М.; Л.. 1950, с. 155
    1931 - Развитие памяти
    1945 - Восстановление движения (в соавт. с А. В. Запорожцем)
    1947 - К вопросу о сознательности учения
    1947 - Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
    1947 - Очерк развития психики
    1958 - Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48 (совм. с О. В. Овчинниковой).
    1948 - Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста
    1950 - Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст)
    1950 - Умственное развитие ребёнка
    1959 - Проблемы развития психики
    1960 - О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17.
    1960 - Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38.
    1962 - Психология человека и технический прогресс (в соавт.)
    1973 - Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
    1977 - Деятельность. Сознание. Личность
    1978 - Воля
    1979 - Категория деятельности в современной психологии// Вопросы психологии, 1979, № 3
    1983 - Избранные психологические произведения. В двух томах
    1986 - Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, № 4
    1990 - Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы (соавт.)
    2000 - Лекции по общей психологии
    2003 - Становление психологии деятельности
    2012 - Эволюция, движение, деятельность
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности
    Леонтьев А. Н. - основатель теории деятельности

    Леонтьев А. А. — Л.С. Выготский

    Л.С. Выготский — выдающийся советский психолог, основоположник одного из наиболее продуктивных направлений в психологии, получившего мировую известность. В книге освещены как жизненный путь ученого, так и его вклад в систему...

    Лурия А. Р. - основатель отечественной нейропсихологии

    Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских...

    Леонтьев А. Н. — Становление психологии деятельности

    Книга содержит ранние и ретроспективные работы по психологии выдающегося отечественного ученого А. Н. Леонтьева (1903–1979), отражающие путь становления его научных воззрений в диалоге с его учителем Л. С. Выготским в 1920—1930-е...

    Леонтьев А. Н. — Деятельность. Сознание. Личность

    Издание посвящено столетнему юбилею выдающегося российского ученого А. Н. Леонтьева (1903-1979). «Деятельность. Сознание. Личность» - одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи. По...

    Лев Выготский: культурно-историческая теория

    Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг — Психотерапия нового решения. Теория и практика

Сегодня: воскресенье 26 февраля 2017

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2017