PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    Раздел: Тесты Дата публикации: 4-11-2015, 09:48
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
    Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

    Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

    Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

    1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
    • отношение к матери;
    • отношение к отцу;
    • отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
    • отношение к братьям и сестрам;
    • отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
    • отношение к другу (подруге);
    • отношение к учителю (воспитателю).

    2. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
    • любознательность;
    • стремление к общению в больших группах детей;
    • стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
    • конфликтность, агрессивность;
    • реакция на фрустрацию;
    • стремление к уединению.

    И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

    Тестовый материал

    1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

    10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

    11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

    12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

    13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

    14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    16. Где ты на этот раз?
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

    19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

    20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

    22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

    26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

    36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

    37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

    42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
    Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля


    Ключ к тесту

    Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

    Название шкалыНомера заданийКоличество заданий
    Отношение к матери1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-4220
    Отношение к отцу1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-4220
    Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-4212
    Отношение к братьям и сестрам2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 4218
    Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 4116
    Отношение к другу, подруге4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 4014
    Отношение к учителю, воспитателю5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 4012
    Любознательность5, 26, 28, 29, 31, 326
    Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)4, 8, 17, 20, 22-24, 408
    Стремление к доминированию или лидерству в группе детей20-24, 396
    Конфликтность, агрессивность22-25, 33-35, 37, 389
    Реакция на фрустрацию25, 33-387
    Стремление к уединению, отгороженность7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-4218

    Гиппенрейтер Ю. Б. — Общаться с ребенком. Как?

    Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!...

    Методика УСК (Уровень субъективного контроля)

    Опросник Роттера. Тест изучения уровня субъективного контроля (УСК). Адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда....

    Млодик И. Ю. — Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему

    Книга для любящих, мыслящих и немного тревожных родителей, которые понимают или догадываются, что они растят настоящее чудо....

    Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столи ...

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с...

    Интересный тест Зигмунда Фрейда

    Одно из основных правил — это писать то, что Вы чувствуете и что первое приходит в голову. Ничего страшного если на разные вопросы у Вас одни ответы. Не читайте всё сразу! Читайте вопросы по очереди — зачем спешить, будет не так...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Станислав Гроф — Путешествие в поисках себя

Сегодня: воскресенье 26 февраля 2017

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2017