Шкала | Набранные баллы | Диагностическое значение |
---|---|---|
Гиперпротекция (Г+) | ||
Гипопротекция (Г-) | ||
Потворствование (У+) | ||
Игнорирование потребностей ребенка (У–) | ||
Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) | ||
Недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т-) | ||
Чрезмерность требований-запретов (З+) | ||
Недостаточность требований-запретов к ребенку (З–) | ||
Чрезмерность санкций (C+) | ||
Минимальность санкций (С-) | ||
Неустойчивость стиля воспитания (Н) | ||
Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) | ||
Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) | ||
Воспитательная неуверенность родителя (ВН) | ||
Фобия утраты ребенка (ФУ) | ||
Неразвитость родительских чувств (НРЧ) | ||
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (ПНК) | ||
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) | ||
Предпочтение мужских качеств (ПМК) | ||
Предпочтение женских качеств (ПЖК) |
1. Уровень протекции в процессе воспитания |
---|
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). |
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка |
Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. |
3. Количество и качество требований к ребенку в семье |
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний. |
3.1. Требования-обязанности |
3.2. Требования-запреты |
3.3. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком |
4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) |
Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний. |
5. Сочетание различных отклонений в воспитании |
Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания: потворствующая гиперпротекция (Г+,У+,Т-,3-,С-), доминирующая гиперпротекция (Г+,У±,Т±,3+,С±), повышенная моральная ответственность (Г+,У-,Т+), эмоциональное отвержение (Г-,У-,Т±,3±,С±), жестокое обращение (Г-,У-,Т±,3±,С+), гипопротекция (Г-,У-,Т-,3-,С±). |
6. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка |
В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. |
Поделиться в социальных сетях:
Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.
« Апрель 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |