Сонник сновидений и толкование символов по аналитической психологии Юнга:
1. Погоня, за вами гонятся – нечто в вашей жизни нуждается в вашем внимании. Мы легко запоминаем такие сны, они заставляют нас беспокоиться и вызывают страх. Такие события во снах сигнализируют нам, как правило, о том, с чем мы внутренне работаем, подсознание дает подсказку, что нечто требует более пристального внимания, на что вы не обращаете внимания, а надо бы.
2. Люди – на самом деле это характеристики нашей личности. Люди во сне являются символами представлений о себе или характеристиками различных ваших собственных аспектов, помогают нам понять, какие из них нуждаются в более пристальном внимании и в каком направлении нам вести нашу внутреннюю работу. Если вы видите конкретных людей, то это может указывать на межличностные вопросы и конфликты, которые вы должны проработать.
3. Дом – сознание сновидца. Есть несколько уровней сознания, которые составляют наш ум. А различные его части – различные аспекты психики. Например, подвал может представлять то, чему не уделяется должного внимания, либо уверенно не признается сновидцем в реальной жизни; спальня может быть переведена на наш язык, как интимные мысли, чувства и воспоминания. Деятельность в доме означает деятельность сновидца по интерпретации информации и способы использования структуры сознания.
4. Еда - знанияВ физическом мире, еда питает наши тела. В мире снов, еда является представлением о питании наших умов, проще говоря – знаний. Сны о пище можно также интерпретировать, что ум "голоден" и ищет новые идеи и знания.
5. Школа - обучениеКогда в вашем сне появляется школа или класс или вам снятся типичные школьные события, такие как, например, прохождение теста, на деле это означает процесс внутреннего обучения, и может быть интерпретировано как необходимость понять что-то из ситуации, в прошлом или настоящем, или свидетельствует о том, что у вас есть некая потребность в самоанализе.
6. Обнаженность – искренность и открытость, вполне вероятно избыточная. Когда кто-то видит себя или другого обнаженным во сне, это означает, что определенный аспект или эмоции сновидца в настоящее время выражаются открыто и без ограничений, вплоть до того, что сновидец чувствует себя незащищенным.
7. Секс – сексуальное вырaжениe или объединение и созидание. Когда снится секс, это может представлять собой признание, принятие сновидцем своих бессознательных желаний и эмоций, другими словами некую обретаемую целостность. Сны о сексе также могут символизировать создание новых интимных отношений с другими или с Собой. Хотя во многих случаях, сексуальные сны – просто выход энергии.
8. Автомобили – давать или получать опытТранспортные средства во сне символизируют средства для преодоления того, что происходит в нашей сознательной жизни, насколько мы контролируем жизнь или то с чем мы сталкиваемся по пути, происходящие события и препятствия. Тип и размер автомобиля тоже играет свою роль: скорая помощь будет указывать на необходимость лечения, полицейская машина будет указывать на необходимость дисциплины.
9. Ребенок – новое.Сны о ребенке символизирует новую идею или разработку или потенциал для роста в конкретной области вашей жизни.
10. Смерть – кардинальные изменения.На языке разума, смерть обычно представляет собой переход от одного состояния к другому. Хотя многие воспринимают смерть во сне, как страшное или отрицательное событие, оно, как правило, коррелирует с резким изменением или переходом, происходящем в жизни сновидца.
11. Животные – привычки сновидца. Учитывая, что функция животных в основном основывается на инстинкте, наличие животных во сне является представлением наших привычек. Когда нам снятся животные это может оказать нам неоценимую пользу в понимании нашей повседневной рутины, а также наших глубочайших желаний. Тип животного, что он делает и его среда обитания – все может быть использовано для интерпретации того, о чем нам сигнализирует наше бессознательное.
12. Падение – возвращение к бодрствованию. Обычно, если вы падаете во время сна, это символизирует процесс возвращения к состоянию осознанности или бодрствующего сознания. Зачастую свидетельствует о том, что вы не чувствуете себя способным контролировать определенный аспект вашей реальной жизни или боитесь что-либо или кого-либо отпустить из своей жизни.
Расширенное толкование и иные образы:В юнгианском подходе к толкованию сновидений выделяются три главных момента:
1) ясное понимание деталей сновидения, как таковых;
2) сведение воедино ассоциаций и амплификации в определенный порядок на одном или более из трех уровней — личном, культурном и архетипическом;
3) помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации сновидца и в процесс его индивидуации.
ДепрессияТо, что бодрствующее эго способно переживать как депрессию, вероятней всего проявится во сне как агрессия в отношении эго сновидения со стороны другой фигуры. В случае женщины, чьи сны обсуждались в предыдущем разделе, депрессия стала возрастать, когда она выступала в роли сексуального агрессора в сновидении с мертвым предметом — «собакой или ребенком»,— но во сне с египетской принцессой (когда она все еще пребывала в депрессии) эта женщина плотно удерживалась в нежелательном сексуальном объятии со стороны агрессивной фигуры, напоминавшей ее отца.
Беспокойство (тревога)Классические тревожные сны можно наблюдать у многих пациентов. Существуют три основных типа, заслуживающих упоминания: 1) сны о неготовности к экзамену; 2) сны с преследованием угрожающими субъектами или другими существами; 3) сны, несущие физическую опасность для эго сновидения, такие как падение или угроза от природных событий — землетрясения, цунами, лесные пожары и т. д.— где непосредственного угрожающего мотива против эго сновидения нет. Тревога или беспокойство могут, разумеется, принимать в сновидениях множество других форм, но эти три паттерна повторяются особенно часто.
ПсихозПри рассмотрении возможного диагноза шизофрении или другого психотического процесса сны могут оказаться весьма полезными как в плане постановки диагноза, так и в последующем отслеживании самой болезни. Иногда сны оказываются полезными в установлении желательности применения лечебных средств и препаратов или возможного использования других способов поддержки и укрепления эго, таких как, скажем, госпитализация. Искусство чтения снов в этом аспекте — задача не из легких, поскольку никогда нет видимого ясного неизменно присутствующего индикатора. Такие указатели, если и существуют, то часто оказываются контекстуальными каждому отдельному сновидцу, составляют смысл в серии снов данного человека, но могут быть обобщены лишь с большой натяжкой. В качестве самого индикатора зачастую выступает не сновидческий мотив опасности для индивидуального эго сновидения, а сама внешность того, что можно было бы назвать эксцентричностью образа.
Физические проблемыВо всех смыслах, нелегкое дело ставить органические диагнозы, исходя из материала сновидения, хотя существует множество поразительных примеров таких прогнозов: сон о внутреннем «взрыве», предшествующий кровотечению при аневризме аорты, появление персонажей в сновидении с болезнью желчного пузыря до того, как эта болезнь оказалась обнаруженной у сновидца, и т. д. Ретроспективно нетрудно видеть, что сны могут указывать на органические проблемы, но прогностически, это весьма нелегко из-за множества факторов, которые необходимо учитывать. В норме сновидения фигурируют в форме, компенсирующей сознательную позицию бодрствующего эго. Они делают это, обслуживая процесс индивидуации, интересы и цель которого могут быть не обязательно теми же самыми, как у бодрствующего эго, так как индивидуация заботится прежде всего о потенциальной целостности личности, а не о совершенстве какой-то отдельной эго-кон-фигурации. Физическая болезнь может овладеть интересами сознательного эго, но в одинаковой степени это не может затрагивать Самость, инициатора сновидений.
Своим появлением сны проводят различие между личностью и телом, и по всей видимости, эго сновидения скорее связано с личностью, нежели с телесным началом. Когда показатели текущего физического состояния представлены в сновидении, то вовсе не обязательно, чтобы они выглядели как болезнь эго-образа в рамках сновидения; вероятнее всего, они предстанут в ином воплощении, нежели эго сновидения, возможно, это будет образ, воплощающий органическое тело — животное, собственная мать (производящий источник физического тела) или какие-либо иные репрезентации органической жизни.
Сновидения о смертиМотив смерти в сновидении является тесно связанным с вопросом представления органической болезни. Видеть во сне, что ты (или кто-либо) умираешь или даже что ты (или кто-либо) мертв — не такое уж редкое дело. Пациенты вспоминают подобные сны с беспокойством и тревогой, высказывая опасение, что сам сон указывает на приближение смерти. Но сны о смерти, по сути,— сны о преобразовании эго-образа. Пока сознательное эго отождествляет себя с отдельным эго-образом, все, что угрожает прочности и долговечности этого отдельного эго-образа будет выглядеть как угроза физической смерти, поскольку само эго столь же тесно отождествляет себя с образом тела,— хотя весьма часто встречающийся мотив сновидения, обозрение самого себя, взгляд на самого себя,— ясно указывает на разъединенность эго сновидения и образа тела.
ПерсонаРоль персоны часто представляют в качестве «маски», тем самым приписывая ей негативное значение в противоположность к «подлинной» личности, переживаемой эго'м («Я просто хочу быть самим собой»); однако это неверное понимание функции персоны. Персона — это просто-напросто структура для связи с коллективной сознательной ситуацией, аналогичной понятию роли в социальной теории. Обычно само эго знает, может ли оно отождествляться или не отождествляться с той или иной ролью персоны, в то же время, как правило, не зная и не ведая, что точно также оно может отождествляться (или не отождествляться) с теневой структурой, являющейся, — как это, в конце концов, и оказывается, — составляющей, но непризнанной частью эго. Персона выглядит добровольной, факультативной, необязательной, тогда как тень кажется чем-то навязчивым, компульсивным, хотя обе представляют всего-навсего роли эго-идентичности, поддерживаемые с различной степенью напряженности в связи или в соотношении с другими структурными компонентами психического.
ТеньОбразы тени также представляются носителями негативных ощущений и чувств, хотя, как уже упоминалось ранее, это тоже может оказаться иллюзией, основанной на изначальном выделении теневых содержаний из незрелого детского эго. В ребенке есть мало чего от независимости взрослого, и он может отделить вполне здоровую часть эго, адресовав ее в структуру тени, согласуясь или подчиняясь семейной традиции или общественной ситуации, которые сами по себе невротичны (или попросту отражают какую-то случайную реальную ситуацию в семье). И если теневое образование впоследствии не попадает в поле зрения сознания для переосмысления, то черты, составляющие тень, оказываются труднодоступными эго в плане его нормальной деятельности. Любая психотерапия в какой-то степени участвует во введении тени в сознание, способствуя тем самым большему соответствию теневых составляющих при принятии их — по более зрелому размышлению — в господствующую эго-идентичность. Если же теневой интеграции не получается, то содержания тени стремятся оказаться спроектированными на других (обычно представителей того же пола, что и эго) и выставляют всевозможные иррациональные препятствия и помехи на пути к «нормальному» межличностному взаимодействию.
Самость и ось эго — самостьСамость — регулирующий центр психического — может также возникать в снах наряду с другими архетипическими образами. Появление Самости, архетипической сердцевины эго, часто указывает на необходимость в стабилизации эго, поскольку существует тенденция к образованию реципрокного отношения между устойчивостью эго и проявлением Самости в установившейся форме. Если эго оказывается в замешательстве и беспорядке, то можно ожидать, что Самость появится в очень строгой форме, такой, скажем, как мандала. Говоря психологически, суть образа мандалы такова, что в нем подчеркивается всеобщность (totality) чего-либо; обычно в мандале вполне отчетливо представлены периферия и центр. В историческом плане понятие мандалы относится к определенным хорошо структурированным символам медитации, используемым в буддизме, часто состоящим из квадрата с четырьмя воротами или круглого города с центральным образом посередине (для медитации) и меньшими образами, окружающими его.
В снах образные представления Самости могут быть более неточными, наподобие, скажем, здания, которое окружает центральный двор с фонтаном, или двух больших зданий, соединенных центральным общим крылом. Самость может проявиться в виде голоса наподобие «Божьего гласа», кажущегося исходящим из «ниоткуда», и в общем несет ощущение неоспоримой целостности, чистоты и правильности, демонстрирующее состояние вещей, как они есть, во всей их простоте и сути, так что возможность не согласиться напрочь отсутствует. В качестве классического образчика можно сослаться на уже упоминавшийся сон, состоявший всего из одной фразы,— властный повелевающий голос произнес: «Ты не ведешь свою истинную жизнь!»
ИнцестПоявление инцеста в сновидениях — не обязательно дурной знак. Накануне перехода через Рубикон и похода на Рим Цезарь видел сон, в котором совершил инцест с матерью, сон, который был истолкован (с наиболее вероятной достоверностью) как указание на то, что «мать» Рим готова принять его с радостью и без сопротивления. В Древнем Египте инцест между братом и сестрой в семьях фараонов рассматривался как нормальное, а порой и какдолжное явление, отражая инцест брата и сестры, унаследованный в архетипическом мифе Изиды и Озириса. Инцест в сновидении может представлять контакт эго сновидения с архетипическим значением, персонифицируемым родителем или братом/сестрой (сиб-лингами), контакт, являющийся результатом какого-то незаурядного движения прочь (ухода) от фиксационных точек в личных областях психического. Аналогичным образом инцест с сиблин-гом того же пола часто указьгоает на необходимость для сновидца в ассимиляции бессознательных теневых характеристик или показывает, что это уже произошло.
ОплакиваниеЕстественно появление в сновидениях и процессов горева-ния, скорби, траурного оплакивания. В обычной тяжелой утрате мертвый любимый человек может появляться во сне живым; частота сновидений постепенно уменьшается (а их символическое содержание увеличивается) по мере того, как процесс оплакивания близится к оздоровляющему завершению,— обычно этот процесс длится от шести до восьми месяцев после смерти. В случае пролонгированного и патологического оплакивания, когда переживший смерть близкий не способен или не желает принять смерть любимого человека, образы сновидений часто выставляют умершего в отрицательном свете или в ситуации, в которой покойный пытается оставить эго сновидения, разорвать с ним какую-либо связь.
ДомаОбычно дома появляются в сновидениях как образы психического. Много раз в этих домах обнаруживаются неведомые незнакомые комнаты, указывая на скрытые или неисследованные области потенциальной эго-структуры пациента. Различия между частями дома также могут быть символически важными: потолок, чердак, мансарда, крыша, балконы, спальни и т. д. Например, кухни — это место превращения сырой пищи в кулинарные блюда; в снах они иногда прибретают вид алхимической лаборатории, места более глубоких преобразований. Ванные комнаты в снах могут относиться к «удалению, устранению, сбрасыванию» или к трудности «высвобождения». Иногда просто само действие, происходящее во сне в определенном доме из прошлого, позволяет сделать определенные выводы по поводу происхождения тех или иных вовлеченных в ситуацию комплексов.
АвтомобилиАвтомобили и другие способы передвижения относятся к числу тех образов, которые обозначают эго-структуру или указывают на способ, с помощью которого эго включается в различные виды жизнедеятельности. Разница между пешей прогулкой и гонкой на автомобиле достаточно символически значима, как, скажем, различие между поездкой на своем собственном автомобиле и коллективным характером езды в автобусе. Поезда, в противоположность автомобилям и автобусам, ограничены в своем движении рельсами и не имеют возможности двигаться свободно по желанию, куда хотят; поэтому их обычно ассоциируют с навязчивой (компульсивной) или привычной деятельностью. С автомобилями тесно связаны улицы и автострады; следует видеть разницу между размерами (шириной) улиц и дорог, а также направлением, по которому движется эго сновидения: согласно общему движению, навстречу ему, или поперек движущегося потока; необходимо также отмечать те или иные трудности в выборе маршрута и нахождении выезда на желаемую локальную дорогу, обращать внимание на обочины, рытвины, дренажные канавы и пр. Нигде столь не очевидна и явственна контекстуальная природа символов сновидения, как во всех этих изменениях и вариациях темы перевозки и перемещения. Автомобиль может даже обозначать самооценку (момент, который не упустят из виду рекламные агенты).
Алкоголь и наркотикиОбразы алкоголя и наркотиков появляются, как правило, тогда, когда у сновидца есть какая-то проблема с ними в бодрствующем состоянии. Общеизвестно, что химические пагубные пристрастия очень трудно лечить психологическими методами,— здесь обычно требуются методы группового давления и поддержки. (К несчастью, такие подходы зачастую оказываются успешными в терминах пагубного пристрастия (addiction), но мешают более тонкому пониманию психологических процессов,— возникает иллюзия, что все проблемы человека в таком случае решаются воздержанием от алкоголя или наркотиков). Но когда сны следуют тесной чередой, то порой возможно увидеть бессознательную готовность к изменению в паттерне пагубного пристрастия — совет, поддержка или даже подталкивание — еще до того, как какие-либо шаги были предприняты бодрствующим эго.
СмертьСмерть в сновидениях — включая убийство и потерю родственных отношений — должна быть внимательно изучена в самом контексте, поскольку смерть персонажей сновидения редко имеет отношение к реальной смерти; скорее она указывает на глубокий архетипический процесс преобразования.
ЗмеиЗмеи появляются в снах в самых разных формах, подтверждая широту архетипических значений, которые несет в себе один и тот же образный тип. Змеи, конечно, могут нести фаллический смысл (или даже буквально ассоциироваться с пенисом), но это лишь часть их символического потенциала. Юнг считал, что змеи могут иногда представлять вегетативную нервную систему,— очень любопытное наблюдение в свете последних исследований в области мозга, относящихся к центру ствола человеческого мозга, так называемого «мозга рептилии» (в противоположность более изученному мозгу млекопитающих и исключительно человеческому развитию коры головного мозга).
Часто змеи представляют обычную инстинктивную энергию, в особенности, когда они явлены в больших количествах, как в вышеупомянутом сне о змеях, кишевших по обочинам пешеходных дорожек студенческого городка; причем сами дорожки при этом были свободны и безопасны для прохода. Змея может ассоциироваться с мудростью; с исцелением (как на жезле Асклепия эмблема врачевания); с ядом и опасностью; с утверждением себя (как в сектах дрессировщиков змей); и даже выступать прообразом значительно более высшей ценности — медный змей из Ветхого Завета, выставленный Моисеем на знамя, который может рассматриваться как прообраз Христа (Числа 21,9).