Варианты профессиональной психологической поддержки спортсменов

    Раздел: Статьи Дата публикации: 3-06-2020, 17:41 Ошибка?
    Варианты профессиональной психологической поддержки спортсменов

    Участие в спортивных соревнованиях, радость побед, всплески эмоций, признание достижений, рост профессионального мастерства являются значимыми факторами в системе мотивации спортивной деятельности для профессионалов и любителей. Их реализация подразумевает комплекс всевозможных мероприятий, связанных непосредственно с деятельностью самого спортсмена, а также с работой тренерского состава, помощью и поддержкой близкого социального окружения. Часто подразумевается, что все это присутствует «как бы по умолчанию, само собой». Однако, каждая спортивная судьба уникальна, и соотношения физиологических возможностей организма, ресурсов социальных отношений и психологических характеристик в каждом отдельном случае неповторимы. Биопсихосоциальное единство составляет индивидуально-личностный профиль спортсмена, конструктивная реализация которого связана с опорой на сильные стороны при одновременном развитии и поддержке сенситивных к дезадаптации и пограничных элементов.

    Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев, происходит самостоятельное совладание с возможными жизненными трудностями и обстоятельствами, в том числе и в связи со спортивной деятельностью. Однако, чем меньше доступных ресурсов, и выше уровень сложности поставленных задач (вызовов), тем выше вероятность дезадаптации в связи со спортивной деятельностью, - спортивными травмами, высокой конкурентностью, реакциями после поражений, мотивационной динамикой, социальными потрясениями, а также морфофункциональными изменениями в процессе развития и старения организма. Условно неблагоприятный вариант реагирования предполагает частые эмоциональные срывы, импульсивные поступки, заострение черт характера, развитие аддиктивного поведения, тревожные и депрессивные реакции, ощущение беспомощности и потерянности, уход из спорта, а также социально-бытовые сложности. Все вышеперечисленное составляет специфические качественно своеобразные фокусы внимания в работе медицинского и спортивного психолога.

    Спортсмены-любители, поддерживая свою форму на должном уровне, могут иметь неравномерную физическую нагрузку. Отмечается, что фактор стабильности играет важную роль в оптимизации этого процесса. Даже небольшой перерыв в занятиях, например во время отпуска, а также другие жизненные факторы составляют дополнительные «препятствия» и предъявляют свои требования к системе внутренней мотивации и психосоциальных отношений спортсмена. Отсутствие семейной поддержки, дефицитарность коммуникаций в спортивном сообществе, когда занятия проводятся в «одиночку», «только для себя» без профессионального наставника, не дают полноценную обратную связь о интегральном потенциале развития индивидуально значимых качеств спортсмена, что может компенсироваться своеобразным уходом в нарциссически окрашенные фантазии и иллюзии («я сам со всем справлюсь», «никто и не нужен», и т.д.), препятствуя дальнейшему развитию и росту. Далее будет рассмотрено несколько вариантов психологической поддержки в сложных случаях и жизненных обстоятельствах для спортсменов профессионалов и любителей.

    В каких случаях нужно обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту? Во-первых, если было замечено что за последнее время спортивные задачи и все то, что связано со спортом начало вызывать негативные эмоции, - напряжение, усталость, тревогу, скуку, обиду, стыд, вину и т.д. Возможно, некоторые из этих переживаний в большей степени, будут связаны с организацией процесса тренировок, чем с самим спортивным процессом (например, сломавшийся тренажер), другие будут связаны с реакциями и отношением значимых людей (тренера, близких, членов команды, болельщиков, соперников и т.д.), поэтому очень важно найти и осознать их психологические причины. Во-вторых, когда было замечено, что за длительный период времени не было достигнуто заметного продвижения и улучшения спортивных показателей, и даже наметилось их снижение. В-третьих, в текущий период жизни происходят события, напрямую не связанные со спортом, но способные оказать косвенное влияние: смена работы, развод или, наоборот влюбленность, рождение ребенка, выход на пенсию, и т.д. В-четвертых, на консультацию может направить родитель (для детей и подростков), тренер, педагог (в случае неуспеваемости), при этом мотивация носит внешний характер. Однако, представляется целесообразным, консультация специалиста, в контексте первичной и вторичной психопрофилактики.

    Специфика занятий спортом подразумевает комплекс специфических умений и психофизиологических навыков регуляции мышечного тонуса и координации движений, тренированность, высокую ноциоцептивную резистентность, выносливость, психологическую саморегуляцию, социальную ответственность и т.д. Отмечается, что недовольство достигнутыми результатами, спортивная злость, вызов соперников и «победа над собой», на пике актуализируют особые ультра ресурсные состояния преодоления с выходом за первоначально определенный уровень возможностей, когда открывается «второе дыхание». Однако, толерантность к высокому уровню напряжения, способность «дождаться» позитивных результатов, поверить в себя и свои возможности, довести микро- и макро- моторные навыки до технического совершенства в идеомоторной и реальной тренировке составляют внутреннюю дисциплину. Умение соподчинять актуальные мотивы ради достижения значимой цели, а также соответствовать социально-ролевому поведению человека, активно занимающегося спортивной деятельностью, все это и многое другое составляет диапазон внутренних психологических действий и «побед» спортсменов, которые внешний наблюдатель не замечает.

    Следует отметить, что оказываемая психологическая помощь не всегда носит профессиональный характер. Родные и близкие спортсмена, тренер, друзья часто вместе создают своеобразный круг «социальной поддержки». В случае стабильных позитивно окрашенных длительных отношений, в которых есть возможность проявления лучших человеческих качеств и их дальнейшего развития и роста, дополнительные специалисты-психологи могут быть нужны только для обеспечения технической стороны спортивной деятельности. Это идеальный вариант. Однако, на практике, гораздо чаще, встречаются различные варианты эмоционального дефицита и депривации, с накопленными обидами, непрожитыми чувствами, непроясненными в течении длительного времени отношениями и так далее. Все вышеперечисленное влияет не только на общий «ход повседневной жизни», но и напрямую отражается на результатах спортивной деятельности. Вот лишь несколько примеров: девушка-спортсменка, переживающая первую влюбленность; опытный спортсмен, от которого ушла жена; семейная пара, решившая сделать из своего ребенка чемпиона «во что бы то ни стало», как лучшую реализацию самих себя (не слушая, что хочет их ребенок, - «ведь он еще маленький и ничего не понимает», - считают они). Во всех этих ситуациях, эмоциональная нестабильность, иерархия выстроенных мотивов и ожиданий приходит в противоречие с общей динамикой ситуации. Разумеется, в определенном диапазоне психологические ресурсы совладания выполняют свою защитную функцию. Спортивный (медицинский, семейный) психолог, определяя зоны риска дезадаптации, актуализирует доступ к новым ресурсам и механизмам творческого приспособления к сложившейся жизненной ситуации и т.д.

    Таким образом, психологическая поддержка, может быть реализована на интеллектуальном (анализ, получение новой информации, креативные решения), эмоциональном (эмоциональное отреагирование, переключение, саморегуляция), и поведенческом уровне (разработка конструктивной линии поведения, реализация ценностно-смыслового отношения, развитие новых навыков, совладание).

    Профессиональная психологическая помощь, может оказываться в индивидуальном или групповом (тренинг, группы психологической коррекции) форматах. Индивидуальная психокоррекция или психотерапия позволяет выразить актуальные переживания и мысли и получить обратную связь. Известно, что внутренняя речь отличается от устной или письменной. Поэтому, для того чтобы лучше слышать и понимать самого себя рекомендуется обсуждать волнующие вопросы со значимыми другими. Знакомые, друзья и родственники, как правило, имеют уже сложившиеся представления об определенных сторонах личности спортсмена, часто предъявляя персональные ожидания к нему (часто именно это является основной сложностью). В то время как психолог, соблюдая все профессионально-этические принципы не находится в других ролевых отношениях и ожиданиях, кроме профессиональных.

    Групповой формат работы представлен широким диапазоном применяемых методов. Это и группы релаксации, и групповые игры, направленные на объединение и сплочение команды, обучающие группы, и так далее. В формате психокоррекции участники знакомятся друг с другом на группе. Разработано большое количество профессиональных техник и приемов, позволяющих направлять процесс общения в группе и создавать условия для решения имеющихся запросов. Например, спортсмен может моделировать отношения «я-мой тренер», или «я-болельщики другой команды», или «я-моя семья». Обратная связь участников группы, безоценочность, эмоциональное принятие, и все то, что носит характер психотерапевтической эксплорации (самораскрытия) позволяет понять, что многие психологические сложности не уникальны по своей природе, а в той или иной степени могут проявляться у большинства людей. Так, разработана программа «Дом моих отношений», позволяющая в групповом формате осознать и оптимизировать желательные отношения с наиболее важным и значимым социальным окружением.

    Таким образом, варианты психологической поддержки для формирования и укрепления психологических ресурсов спортсменов профессионалов и любителей, могут быть представлены широким диапазоном значимых отношений личности: родные и близкие, друзья, тренер, психолог, болельщики. Также представляется важным саморазвитие и обучение опытными специалистами навыкам осознанности, расширение копинг-ресурсов совладания в субъективно сложных и спортивно значимых ситуациях.

    Авторы: Романовская М.В., Андреева Е.Ю., Зиннурова В.Р., Чугунов Д.Н.
    Санкт-Петербург

    Горбунов Г. Д. — Психопедагогика спорта

    Книга представляет собой дидактически обработанный опыт специалиста, полжизни проработавшего практическим психологом в спорте высших достижений, а полжизни — в вузовской аудитории. Она посвящена практическим вопросам психологии...

    Багадирова С. К. — Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учебное пособие

    Учебное пособие «Основы психорегуляции в спортивной деятельности» предназначено для студентов, обучающихся по направлению: 49.03.01 — «Физическая культура» профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», квалификация...

    Багадирова С. К. — Материалы к курсу Спортивная психология

    Учебное пособие «Материалы к курсу "Спортивная психология"» предназначено для студентов, обучающихся по направлению: 034300.62 — «Физическая культура» профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», квалификация...

    Как прокачать психику спортсмена на победу. Спортивная гипнотерапия

    Цель любого спортсмена – это не просто стать быстрее, сильнее, мощнее, но и достигать новые рекорды. Участвовать и побеждать. Завоевывать все новые и новые награды. Выходить на мировой уровень и быть лучшим в своем виде спорта....

    Ильин Е. П. — Психология спорта

    Книга крупного российского психолога профессора Е. П. Ильина включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Июнь 2020 (4)
Май 2020 (5)
Апрель 2020 (5)
Февраль 2020 (2)
Декабрь 2019 (13)
Ноябрь 2019 (6)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Ричард Нолл — Тайная жизнь Карла Юнга

Сегодня: вторник 07 июля 2020
147-я годовщина со дня рождения Шандора Ференци

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020