Гештальт-терапия сексуальных расстройств на примере клиентских случаев

    Раздел: Статьи Дата публикации: 25-06-2020, 17:20 Ошибка?
    Гештальт-терапия сексуальных расстройств на примере клиентских случаев

    В работе с сексуальными расстройствами крайне важна телесность человека, а также избавление от дезадаптивных сексуальных запретов, которые обычно формируются в результате неправильного воспитания и различных психологических травм. Именно поэтому гештальт-терапия подходит для таких расстройств, как нельзя лучше, ведь в ней уделяется большое внимание как первому, так и второму из вышеописанных пунктов.

    Стоит, конечно, понимать, что любая психотерапия будет эффективна только при работе с функциональными и психосоматическими расстройствами, именно поэтому человеку с сексуальными проблемами стоит прежде всего пройти медицинское обследование.

    Гештальт-подход в работе сексуальными расстройствами интересен и тем, что он редко предполагает работу с сексуальной проблемой напрямую. Большинство таких проблем в гештальт-терапии рассматриваются, скорее, как проявление общего паттерна функционирования человека, который просто дает о себе знать наиболее наглядным образом именно в сексуальной сфере. Такие паттерны в гештальт подходе также зовутся механизмами прерывания контакта. В то время как залогом успешной сексуальной жизни является возможность формирования здорового контакта с другим человеком, с собой, со своим телом и своими потребностями. Далее мы покажем на примерах, как те или иные прерывания контакта способны выражаться в различных сексуальных проблемах.


    Максим, 28 лет, проекция-импотенция.

    Максим обратился с проблемой импотенции во взаимоотношениях со своей текущей девушкой, при том, что с другими девушками такой проблемы никогда не возникало. Цель терапевта в данном случае - выявить, какое конкретно прерывание приводит к проблеме и проработать его, для чего используется техника дифференциации или исследования, проще говоря, клиента просто расспрашивают о том, как и в каких обстоятельствах проявляется проблема.

    Терапевт: можешь подробнее рассказать о своей проблеме?
    Клиент: Да, я даже не знаю, что тут рассказывать. Раньше всегда все было нормально. С другими девушками. А с этой, что-то не так. Причем в первый раз с ней все было хорошо, но с каждым следующим разом, я, так сказать, становился все более «вялым». Я если честно боялся, что это какая-то чисто физическая проблема, но врач ничего не сказал по этому поводу, да и при просмотре порнографии у меня с этим все в порядке.
    Т: То есть проблема исключительно с этой девушкой?
    К: Да.
    Т: Понятно. А что такого в этой девушке, что отличает ее от остальных?
    К: Да, тут сложно сказать, в принципе то, все девушки разные. Но мне, кажется, она сама занимается сексом как-то механически, как будто для галочки. Но проблема не в этом, вряд ли именно это бы мне помешало. Она красивая и ведет себя сексуально, не знаю в общем…
    Т: Ну ты сейчас говоришь именно о сексе, а в целом, что ее отличает от других твоих девушек? (терапевт выясняет факторы поля, которые могут влиять на образование проблемы).
    К: Хм. Ну если честно, мне не совсем нравится ее манера общения, то есть, по сути, наши с ней отношения и завязаны только на сексе, как таковом.
    Т: А что не так с ее манерой общения?
    К: Как бы это странно не звучало, она все время хвалит и поддерживает меня… Просто она делает это каким-то образом, как будто исходит из своих каких-то позиций или критериев.
    Т: Что конкретно ты имеешь в виду, приведи пример.
    К: Ну например, она мне говорит, что я «молодец» после секса, и это вроде комплимент, но на самом деле создается впечатление, что она сама не удовольствие от секса получает, а выступает каким-то оценщиком. И в итоге я во время секса как бы начинаю пытаться ее удовлетворить. К тому же иногда несмотря на то, что она достаточно развратная, создается какое-то впечатление брезгливости с ее стороны. Она постоянно вытирается, постоянно заставляет менять презервативы.
    Т: Вот эта брезгливость и оценка как-то связаны между собой?
    К: Странно, но мне кажется, что да, есть что-то схожее.
    Т: Что это может быть?
    К: Ну как будто меня не принимают таким какой я есть, как будто должен постоянно стараться удовлетворить какие то критерии или чему-то соответствовать, чтобы меня приняли.
    Т: И когда тебя оценивают, то что происходит в теле?
    К: Ну появляется напряжение в верхней части тела и в глазах.
    Т: Вот это напряжение в глазах с чем оно связано?
    К: Как будто хочется заплакать.
    Т: И когда напряжение в теле и глазах и хочется плакать на какую эмоцию это похоже?
    К: Получается обида.
    Т: Получается оценка и брезгливость вызывают у тебя обиду. А где еще это проявлялось в твоей жизни.
    К: С матерью… На самом деле она любит меня и всю жизнь любила, но она всегда знает, как, по ее мнению, должно быть правильно. И всю жизнь она хвалила меня не за то, к чему я сам стремился и чего я сам хотел, а за то, чего хотела она. И это вызывало лишь обиду. И когда, она хвалилась мной перед всеми за достижения, которые интересны только ей… Получается с моей девушкой все также как с мамой?..

    (Таким образом, терапевту удалось раскрыть проекцию клиента: клиент проецирует на свою девушку образ матери из-за чего ее оценки провоцируют в нем обиду, дальнейшая работа пойдет на устранению самой обиды, например, путем работы с пустым стулом, куда клиент посадит образ матери; однако, вне зависимости от результата проработки клиенту нужно будет еще и принять на себя ответственность, и вполне возможно, отказаться от данной девушки, если такое ее поведение ему не нравится).

    Василий, 32 года, проекция в связи с травмой потери.

    Техническое развитие предыдущего случая можно проиллюстрировать на примере Василия, который обратился с похожей проблемой.

    К: Три года назад погибла моя девушка и только сейчас я решился на новые отношения. Нашел себе девушку, но у меня с ней не получается в постели. Врачи проблем не выявили, да и раньше все было в порядке.

    (из данной истории уже можно предположить, что проекция клиента связана с его бывшей девушкой)

    Т: Ты сказал о своей бывшей девушке, что ты сейчас чувствуешь, думая о ней?
    К: Я ее очень сильно любил раньше, люблю и сейчас, но понимаю, что уже пора двигаться дальше.

    (Несмотря на то, что клиент заявляет о необходимости двигаться дальше, это еще совсем не значит, что внутренне он уже принял потерю и ассимилировал опыт. Неассимилированный опыт, очевидно, будет напоминать о себе, при встрече с новой девушкой. Это предположение и может проверить терапевт).

    Т: Скажи, а сейчас если ты представишь, что ты со своей новой девушкой, что ты чувствуешь?
    К: Хм.. Не знаю. Хотелось бы сказать, что возбуждение, но на самом деле, ощущая какую-то обиду.

    (Теперь терапевт может предложить клиенту провести эксперимент с пустым стулом)

    Т: Хорошо, можешь представить сейчас, что твоя девушка сидит на этом стуле? Можешь сказать ей по поводу своей обиды?
    (терапевт ставит пустой стул)
    К: Ну давай попробую… Я обижен… (тихо… обращаясь к стулу)
    Т: Что сейчас в теле у тебя?
    К: Как будто больно сжимает внутри от обиды.
    Т: Можешь снова сказать ей, что ты обижен, но уже по настоящему?
    К: Я ОБИЖЕН! (уже громче обращаясь к образу)….
    (…слезы…)
    К: Почему ты покинула меня?!

    Образ текущей девушки сменился на образ бывшей. Гипотеза оказалась верной, и на клиента действительно оказывают влияние его незавершенные отношения. Дальнейшая работа пойдет на ассимиляцию чувств, связанных с бывшей девушкой и ее смертью.

    В таких случаях незавершенных гештальтов может быть достаточно много, что проявляется в смене чувств клиента в процессе взаимодействия с образом. Как и в этом случае, начинается все часто именно с обиды за то, что человек ушел раньше времени и как бы бросил. Здесь же проявляется горе и оплакивание, но также злость и агрессия за какие-то проступки партнера и, наоборот, раскаяние за собственные. Но стоит упомянуть пару нюансов. Во-первых, многие терапевты используют стандартную модель проживания горя по типу: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятия. Эта модель не основана ни на чем, да и применялась изначально вообще не к потерям, но многие зачем-то прогоняют клиента именно по этим этапам, по сути, заставляя его проявлять описанные стадии и чувства, что кажется абсолютно неправомерном. Следует идти за клиентом в его чувствах и ощущениях. Во-вторых, как было упомянуто выше, при потери близкого, у человека остаются не только позитивные, но и негативные чувства по типу обиды и злости. И эти чувства необходимо отыгрывать, так же, как и последующее чувство стыда за эти чувства.

    В конце работы, клиент смог наладить полноценный контакт с девушкой, не прерывая его предыдущим опытом.

    Марина, 33 года. Интроекция-фригидность.

    Интроекция – это принятие чужих мнений и представлений без их ассимиляции. В результате процесса интроекции образуются структуры под названием интроекты, которые предстают перед нами в виде дезадаптивных убеждений и запретов клиента. Основные интроекты закладываются еще в детстве в процессе воспитания и моделирования родительского опыта. Именно интроекты, проявляясь в виде запретов, часто бывают причиной сексуальных расстройств.

    К: У меня проблемы с получением удовольствия от секса. От меня уходит уже не первый молодой человек из-за того, что у меня не получается с сексом…
    Т: Можешь рассказать подробнее, что значит не получается с сексом?
    К: Ну мужчины часто обвиняют меня в том, что я холодная и не активная в сексе, и что из-за того, что я не получаю удовольствие, не получают его и они. А я, действительно, не получаю особого удовольствия и не стремлюсь к сексу, из-за чего еще и редко им занимаюсь, из-за этого мужчины постоянно уходят от меня.
    Т: Я заметил, что ты говоришь о своей проблемы, как будто она состоит не в невозможности получать удовольствие, а просто в необходимости привлекать других мужчин. Как ты сама относишься к тому, чтобы получать удовольствие от секса?
    К: Ну не знаю. Если честно мне кажется, что это нормально для девушки.

    (таким образом был выявлен интроект «отсутствие удовольствия в сексе для девушки – это нормально». Далее необходимо дифференцировать или прояснить этот интроект и понять откуда он взялся. Такая работа, по сути, представляет из себя работу с убеждениями.)

    Т: А как ты считаешь, действительно ли все девушки не получают удовольствие от секса.
    К: Ну не знаю, может кто-то и получает.
    Т: Если я скажу тебе, что у меня было много клиенток, которые, по их словам, получают удовольствие от секса?
    К: Ну да видимо получают.

    (развеяли убеждения по поводу как таковой невозможности получать удовольствие от секса)

    Т: Тогда откуда взялась это идея, что это нормально не получать удовольствие от секса?
    К: Ну наверно это моя мать... Для нее секс был в основном способом манипулировать мужчинами и привлекать их, и мне она твердила, что мужчинам нужно лишь это.
    Т: И ты думаешь, что для твоей матери было нормально не получать удовольствия от секса?
    К: Не знаю, просто у них с моим отцом до их расставания были крайне натянутые отношения, и я не помню, чтобы они вообще этим занимались.

    (Здесь вырисовывается интересная гипотеза. Кажется, что для клиентки уход отца является достаточно травматическим событием. А так как мать говорила, что мужчинам нужно только одно, то клиентка в определенном мере фиксировалась на сексе, как на способе привлечения и удержания мужчины (чтобы не повторился опыт с отцом), но не как на способе получения удовольствия. Последний пункт уже скорее связан с моделированием поведения матери и ее холодности в отношении мужчин).

    Т: Как ты считаешь, если ты будешь получать удовольствие от секса может ли это тебе помочь удержать или привлечь мужчину?
    К: Ну я как-то не задумывалась, но вообще судя по тому, что мне говорят сами мужчины видимо да, это могло бы помочь мне стать более чувственной и им бы это наверно понравилось.
    Т: Тогда как ты считаешь, действительно ли нормально для девушки не получать удовольствие от секса, и нужно ли повторять те отношения, что были у твоих родителей?
    К: Я думаю, что нет.

    Конечно, данный разговор вряд ли разрешит всю проблему фригидности. Однако, мы сделали важный первый шаг и, по сути, устранили значимый дезадаптивный запрет-интроект, что в дальнейшем уже позволит формировать новые навыки получения удовольствия. Например, таким образом:

    Т: Что тогда ты можешь сделать, чтобы получать больше удовольствия?
    К: Ну я могу больше прислушиваться к своему телу и не зажиматься. Сама проявлять активность, т.е. не ожидать, когда мужчина захочет и не манипулировать им, откладывая секс, хотя мне и самой хочется.

    Данные мысли и навыки, озвученные клиенткой, создают для нее опору для поведения в реальной жизни. И все же основная работа с фригидностью будет направлена на обращение к своему телу и на дифференциацию собственных ощущений.

    Василиса, 24 года. Слияние-фригидность.

    При работе с серьезной фригидностью, мы чаще встречаемся с таким механизмом прерывания как слияние. Слияние (конфлюэнция) – это защитный механизм, который может описываться в разных классификациях по-разному, так как имеет ряд подтипов. В данном случае мы говорим о слиянии в виде десенсибилизации, т.е. отсутствия дифференциации ощущений собственного тела. Проще говоря, в случае данного типа слияния, человек плохо способен различать собственные чувства и ощущения (такое расстройство также зовется алекситимией). Работа с таким расстройством может длиться достаточно долго, так как клиенты со слабым ощущением тела, являются одними из самых сложных, однако и им можно помочь. Каждую сессию с такими клиентами можно начинать с упражнений на осознание.

    Т: Василиса, я хочу предложить тебе упражнение на осознание. Для этого тебе просто в течении пяти минут надо проговаривать, то, что ты осознаешь в данный момент.
    К: Эм, хорошо. Я осознаю, что у меня проблема, что я отвлекаюсь на то, что происходит за окном, осознаю, как там шумят люди. Я осознаю тебя и как ты смотришь на меня. Я осознаю, что волнуюсь по поводу того, что ты думаешь, хотя сейчас уже и нет…

    Данное упражнение является не только терапевтическим, но и диагностическим, так как позволяет определить зоны прерывания клиента. В частности, даже из небольшого абзаца понятно, что внимание клиентки занято в основном мыслями и тем, что происходит вокруг, но при этом, она абсолютно ничего не говорит про свое тело, как бы исключая его из внимания.

    Т: Ты знаешь, ты сейчас говорила все это, и я заметил, что ты практически ничего не сказала про свои телесные ощущения. Сейчас попробуй обратить на них внимание и скажи, что у тебя в теле?
    К: Ну просто расслабленное тело

    (такой ответ говорит о слабой чувствительности к телесному ощущениям, притом, что такой клиент может утверждать о расслабленности даже в том случае если тело на самом деле напряжено; в таком случае терапевт может указать на это напряжение)

    Т: Ты говоришь, что расслаблена, но мне кажется, что у тебя подняты плечи.
    К: (опускает плечи). Да, действительно…
    Т: Сейчас посмотри, что еще в теле не так как обычно?

    (Такие вопросы позволяют клиенту сконцентрировать внимание на теле и постепенно начать его чувствовать. В дальнейшем каждый сеанс можно начинать с упражнения на осознания и обучать клиента чувствовать свое тело, связывая чувства с эмоциями, а эмоции с действиями и потребностями. Постепенно клиентка начнет различать все большие тонкости и нюансы своих ощущений, что поможет ей легче понимать себя и свои чувства).


    Травматическая десенсибилизация.

    Стоит понимать, однако, что подобная алекситимия может также являться следствием какой-либо травмы. В данном случае, над девушкой совершал сексуальное насилие ее отчим. В итоге единственным выходом для нее стало отстранение, а сам половой акт ассоциировался не с удовольствием, а с болью и унижением. Таким образом, дать волю своим ощущениям для нее – это, прежде всего, почувствовать боль. К сожалению, дать волю этой боли – это необходимый шаг в процессе терапии и только так клиентка сможет от нее избавится вместо того, чтобы все время ее удерживать в себе путем подавления. Такая разрядка может происходит как путем обычного катарсиса, когда клиентка неожиданно вспомнит вытесненную ситуацию с насилием, так и за счет дальнейшей проработки отдельных чувств, когда мы дадим возможность клиентке выразить свои чувства по отношению к насильнику.

    ***

    Стоит понимать, что это лишь небольшой перечень примеров работы с сексуальными расстройствами к гештальт-терапии. И хотя их в какой-то мере можно считать типовыми, мы всегда говорим о том, что необходимо идти за клиентом и учитывать его индивидуальность. И в каждом конкретном случае за одним и тем же расстройством могут скрываться различные прерывания и различные истории. И, конечно, же мы не упомянули множество иных примеров прерываний, тех расстройств, которые они порождают и способов работы с ними. Например, тоже слияние на последних стадиях контакта (его еще называют эготизмом) может выразиться в том, что мужчина долго или вообще не может кончить во время секса, хотя с потенцией у него все в порядке. Это связано с застреванием на финальной фазе контакта. Однако, это же расстройство может быть связано с другим прерыванием – ретрофлексией, когда человек перенаправляет свое напряжение на самого себя, а не реализовывает его во вне. Это проявляется в сдерживании и невозможности полного высвобождения, а по сути, в невозможности достижения оргазма. Ретрофлексия может проявиться и в сексуальных девиациях, по типу мазохизма, когда человек получает удовольствия не от секса, а от болевых ощущений. По сути, он перенаправляет на самого себя желание причинить боль кому-то другому. Иногда вместе со слиянием проявляется дефлексия и тогда девушка занимается сексом не ради секса, а в качестве занятий спортом, например. А интроекты могут не только поставить запрет на занятия сексом, но и ограничить наши способы получения удовольствия во время него. Это проявляется в запретах на определенные способы удовлетворения сексуальных потребностей или в расставление неправильных приоритетов в сексе.

    Интересно, что и сам секс может порой выступать способом бегства от болезни, в этом случае он предстает как способ реализации прерывания по типу дефлексия. В итоге человек старается отстраниться от проблем с помощью секса, однако, это не позволяет ни решить саму проблему ни получать удовольствие от полового акта. Гештальт-терапия позволяет осознать подобные механизмы прерывания и отказаться от них, войдя в здоровый контакт с другим человеком и получая удовлетворение от сексуальных отношений.

    Группа ВК “Гипноз: обучение гипнозу и отзывы о гипнотерапии”
    ● Лечение фобий. Обзор научно обоснованных методов избавления от страхов и фобий
    ● Избавление от фобий и психосоматики &Гипнокоррекция жизненных установок. Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

    Лебедева Н. М., Лебедева А. А. — Организационное консультирование: гештальт-подход

    Первый российский учебник по использованию гештальт-подхода в работе с организациями, где подробно рассмотрены его три основных направления: гештальт-группы, индивидуальное бизнес-консультирование (коучинг) и организационное...

    Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. — Лечение детей с психосоматическими расстройствами

    Первая часть книги посвящена медикаментозной терапии психосоматических расстройств и содержит исчерпывающую информацию о традиционных и современных методах лекарственного лечения детей и подростков с данной патологией. Вторая...

    Жан-Мари Робин — Быть в присутствии Другого. Этюды по психотерапии

    Жан-Мари Робин - клинический психолог, гештальт-терапевт, один из создателей Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. В разное время был президентом ЕАГТ, директором Французского Гештальт Института, редактором и издателем...

    Хломов Д. Н. — Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте

    Сборник посвящен теме использования Арт-терапевтических, выразительных и творческих средств в терапии. Давно известно, что гештальт-терапевты - творческие люди и часто используют эти методы, но увы редко пишут о них... Здесь мы...

    Клаудио Наранхо — Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма

    Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших,...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (4)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (4)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Сидоренко Е. В. — Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии

Сегодня: воскресенье 29 ноября 2020
195-я годовщина со дня рождения Жана-Мартена Шарко

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020