Когда лечение панических атак ведется через переосмысления прошлого. Случаи из практики гипнотерапевта Камиля Амирова

    Раздел: Статьи Дата публикации: 29-10-2020, 09:30 Ошибка?
    Сегодня к гипнотерапевтам обращается все большее количество людей с тревожными расстройствами, а в частности с паническими атаками. И это неудивительно, ведь современный темп жизни, высочайшие требования к освоению информации, нестабильная экономическая обстановка в стране и эпидемии, а также социальная изоляция, вызванная переходом к общению через Интернет, оказывают колоссальное давление на человека, единственным способом высвобождения от которого и становятся панические атаки.


    Однако, данные условия чаще не играют решающей роли, скорее они являются провокаторами болезненного состояния, к которому у индивида есть изначальная предрасположенность. Иногда, такая предрасположенность может быть обусловлена врожденными факторами, типа слабой нервной системы, меланхолического темперамента и тревожной акцентуации. Однако, чаще склонность к переживанию панических атак формируется в результате различных психологических травм, полученных в детстве: условная любовь, одиночество, насилие, жестокость, обида… Человек с подобными травмами в принципе может жить нормально, если условия благоприятствуют этому, однако, как только он попадает в ситуацию стресса, одиночества и завышенных требований, это вполне может спровоцировать в нем приступ.

    В результате больной постоянно переживает фоновую тревогу, которая в какой-то момент выливается в паническую атаку – невыносимое и необъяснимое состояние страха и ужаса, переживая которое, он теряет способность контролировать себя, зовет на помощь, начинает глотать таблетки и звонит в скорую. Часто человек интерпретирует такое состояние как какую-то телесную болезнь, ведь во время панической атаки, его сердце начинает биться сильнее, мышцы сжимаются и деревенеют, сводит живот, кружиться голова, его начинает тошнить и он не понимает, что с ним происходит. Возникают мысли «Я не понимаю, что со мной», «Я схожу с ума», «Я сейчас умру», «Я не могу ничего сделать», «Я беспомощен»… После одного или нескольких приступов больной начинает ходить по врачам, которые не находят у него никаких проблем, и, в конце концов, либо самостоятельно, либо по направлению он попадает к гипнотерапевту.

    Гипнотерапевт помогает ему понять, что его панические атаки не несут под собой реальной угрозы, это все лишь обычный страх, просто он возникает, тогда, когда нет никакой реальной угрозы. Причина появления страха лежит в стрессе, который накапливается в течении определенного периода времени, пока не доходит до какой-то критической точки. В этот момент стресс и проявляет себя в виде выплеска кортизола – стрессового гормона, который и приводит к проявлению всех вышеописанных телесных симптомов, и которые мы и интерпретируем как страх и ужас. Больной думает, что с его телом, что-то не так, что он умирает, а это еще больше усиливает страх, а страх, в свою очередь, приводит к еще более интенсивной выработке стрессовых гормонов. Человек переживает паническую атаку, до того момента пока временно не избавится от стресса и напряжения и не высвободит стрессовые гормоны. Однако, вскоре стресс снова накатывает, и снова начинается паническая атака.



    Как происходит лечение паники рассказал дагестанский психолог и гипнотерапевт Камиль Амиров. Отдельно страница ВКонтакте.

    Образная гипнотерапия в борьбе с текущим стрессом

    Часто гипнотерапевт может прибегать к эмоционально-образной терапии, так как она хорошо справляется с текущим стрессом.

    Терапевт: где ощущение в теле, которое тревожит тебя сильнее всего?
    Клиент: в груди, как будто что-то черное сжимает
    Т: на что похоже это что-то черное?
    К: такая черная слизь, похожа на кальмара, который своими черными щупальцами стягивает мои внутренности и сжимает меня
    Т: сейчас понаблюдай за этим кальмаром и скажи, что хочется сделать?
    К: мне хочется вырвать его из себя, чтобы меня стошнило
    Т: хорошо позволь себе сделать это
    К (сжимается, делает резкие громкие выдохи)
    Т: тебе удалось вырвать его из себя?
    К: да он теперь снаружи, ползает напротив
    Т: как ощущения, когда он снаружи?
    К: легче, но меня все равно он напрягает
    Т: хорошо, а ты мог бы сейчас ради эксперимента не избегать его, а попробовать проявить к нему чувство любви?
    К: я попробую (протягивает руки, начинает гладить образ и говорить приятные слова)… (плачет)
    Т: что меняется, когда гладишь его?
    К: он из черного кальмара, превратился в милую белую осминожку
    Т: и как ты себя чувствуешь, тебя устраивает то, что есть сейчас?
    К: да сейчас мне намного легче
    Т: хорошо, тогда можешь вобрать в себя эту осминожку, как какую-то свою часть, любым удобным для тебя образом.
    К: (прижимает к груди)

    Подобные техники позволяют эффективно избавиться от текущего стресса, однако, далеко не всегда способны искоренить причину панических атак. Как уже было сказано, гипнотерапия видит причину панических атак в накоплении стресса, который в какой-то момент и выражается в панике. Появление этого стресса часто обусловлено ранними психологическими травмами, которые затем актуализируются в те или иных условиях. В частности, можно выделить два типа психологических травм, приводящих к паническим атаками.



    Психотравма, связанная с повышенной чувствительностью к телесным симптомам

    Первый тип психологической травмы связан с формированием повышенной чувствительности человека к собственным телесным проявлениям. Паническая атака начинается тогда, когда человек обращает внимание на минимальные отклонения в своем самочувствие, например, ему становится душно, его подташнивает, сердце начинает биться быстрее. Чувствительный к таким проявлениям человек обращает на них внимание, что и вызывает у него страх и дальнейшее развитие паники. Это часто происходит из-за того, что еще в детстве клиент ощутил необходимость обращать внимание на свое тело, например, если умер его родственник от какой-то страшной болезни или стал инвалидом или, например, когда похожие телесные проявления чуть не привели его самого к смерти. Гипнотерапевт помогает отыскать подобные травмы в памяти и расформировать данный условный рефлекс за счет техник катарсиса и проявления зажатых эмоций.

    Т: вспомни последний случай, когда ты испытывал паническую атаку, что ты чувствуешь?
    К: страх и паника поднимаются по всему телу, сжимается горло и задыхаюсь
    Т: сконцентрируйся на этом ощущении в горле и представь, что ты путешествуешь по нему, как будто по туннелю в более ранние эпизоды твоего прошлого, вспоминая все более ранние события, связанные с этим чувством…
    К: вспомнил свою первую паническую атаку, она случилась в троллейбусе там было очень душно и люди толпились, нечем дышать.
    Т: там и тогда это чувство для тебя новое или знакомое?
    К: как будто было раньше
    Т: тогда снова погружаешься в это чувство и вспоминаешь, вспоминаешь более раннюю ситуацию…
    К: я тону... подруга решила подшутить и толкнула меня с мостика в речку, она не знала, что я не умел плавать… я захлебываюсь и задыхаюсь… думаю, что умру… но в какой-то момент меня все-таки вытаскивают.
    Т: сейчас вернись к моменту где ты тонешь, где ощущение в теле?
    К: горло сдавливает и сжигает
    Т: что хочется сделать?
    К: хочется заорать и вдохнуть воздуха
    Т: позволь себе это сделать, сейчас в безопасных условиях
    К: (кричит, вздыхает и успокаивается)
    Т: как сейчас себя чувствуешь, если снова вспоминаешь паническую атаку?
    К: сейчас спокойно

    Такая работа по отреагированию травматической ситуации, позволяет человеку на уровне тела понять, что его ощущения не смертельны и что он способен с ними справиться. Это приводит к тому, что он перестает концентрировать на них внимание, что и останавливает развитие панической атаки.



    Психотравма нереализованных потребностей

    Второй тип психологической травмы, приводящей к паническим атакам, это травма, связанная с фрустрацией тех или иных потребностей, которые затем и проявляются в стрессе и панических атаках. Каждый знает, что наши потребности восполняемы, проще говоря, мы не можем один раз поесть и больше никогда не чувствовать голод, или один раз пообщаться и больше никогда не испытывать тяги к общению. И если мы не будем удовлетворять свои потребности, они будут лишь сильнее давать о себе знать, например, если мы не будем есть, то у нас начнет сводить желудок, а далее начнется истощение организма, при этом мы будет испытывать все больше стресса и напряжение, потому что наше тело будет заставлять нас пойти и найти себе пищу. Другой вопрос, что еду мы так или иначе можем себе обеспечить, но есть ситуации, когда потребности остаются навсегда фрустрированными, потому что мы блокируем их удовлетворение. Например, если мы в детстве недополучили безусловную любовь от родителей, то эта потребность будет с нами всю нашу жизнь, даже если мы будем пытаться получить любовь от других людей. В итоге мы постоянно будем испытывать стресс от недолюбленности и впадать в панические атаки. Тоже самое происходит и в случаях условной любви, например, если родители обращали внимание на ребенка только тогда, когда он заболевал. Здесь не только формируется определенный способ удовлетворения потребности, но и ипохондрический характер, т.е. опять же чрезмерная чувствительность к телесным реакциям. Похожие травмы наблюдаются часто и у спортсменов, которые хотят быть самыми лучшими и занимать первые места. Это связано с тем, что спортсмены часто живут в семьях с завышенными требованиями от родителей, которые требуют от них высоких спортивных достижений. Еще тяжелее ситуация у девушек-спортсменок, чей отец хотел мальчика, а когда родилась девочка, он начал делать из нее желаемого сына, заставляя заниматься различными видами спорта, типа борьбы или бокса (понятно, что девушки далеко не всегда идут в эти виды спорта именно по таким причинам). В итоге девушка понимает, что единственный способ получить любовь отца – это стать выдающейся спортсменкой.

    Т: вспомни недавнюю паническую атаку, как ты себя чувствуешь?
    К: это случилось прямо перед боем, у меня потемнело в глазах, закружилась голова и начало тошнить. В итоге я снялась с соревнований.
    Т: опиши какие мысли в голове возникали?
    К: ну я не знаю, вроде сначала была обычная тревога перед соревнованиями, но потом началась паника, я подумала, что «я не справляюсь», захотела все бросить.
    Т: хорошо, тогда сконцентрируйся на мысли «Я не справляюсь» и на ощущениях, которые были тогда и вспомни более раннее событие, связанное с этим чувством.
    К: я была совсем маленькой и завалила какой-то предмет в школе, а учительница еще и решила обсудить этот вопрос с моими родителями, хотя в целом я училась как все. В итоге она позвонила им, а когда я пришла домой, если честно я была очень расстроена, потому что мне самой было обидно за свою оценку и больше надеялась, что меня успокоят, но в итоге родители еще и поругались из-за меня, а отец просто сказал «Что с тебя еще взять…» и даже не стал говорить со мной.
    Т: чувство в этой ситуации новое или знакомое?
    К: знакомое
    Т: тогда вспомни еще более раннюю ситуацию, связанную с этим чувством.
    К: я совсем еще маленькая и родители впервые при мне ругаются настолько громко… отец говорит матери, что она дура и даже не смогла родить нормального ребенка… я тогда не понимала, что он просто с горяча это сказал, я думала они ругаются из-за меня, боялась, что отец уйдет.
    Т: а сейчас, когда думаешь об отце, чтобы хотелось сделать?
    К: хотелось бы ему все высказать
    Т: хорошо, тогда представь его и сделай это
    К: (к отцу) зачем ты так относился ко мне?! Я же не виновата, что я такой родилась! я всегда старалась угодить тебе!
    Т: отец что-то отвечает?
    К: да, он извиняется, говорит, что не хотел меня обижать и что это были лишь его проблемы с моей мамой
    Т: хорошо, зная, что это были лишь их проблемы и дело не в тебе, чего бы тебе хотелось сейчас?
    К: я хотела бы, чтобы меня просто любили, без оценок и без достижений.
    Т: хорошо, представь, что ты взрослая сейчас встречаешься с той маленькой тобой, от которой столько всего требовали и ожидали, что хотелось бы ей сказать?
    К: ничего, просто хочу обнять ее.
    Т: сделай это
    К: (обнимает, плачет)

    Таким образом в процессе гипнотерапии удалось дать девушке безусловную любовь, которую она так и не смогла получить от своих родителей. После этого она стала меньше волноваться по поводу спортивных результатов и тренировок, так как результат перестал быть для нее настолько значимым. Это снизило нагрузки и стресс и привело к избавлению от панических атак.


    Заключение

    Исследования показывают, что гипнотерапия может вполне эффективно справляться с тревожными расстройствами1 2 3 4 и паническими атаками5, в том числе, если она применяется с иными видами лечения6, а самостоятельное применение гипнотерапии приносит не меньший эффект, чем лечение тревожных расстройств с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии7.

    Литература

    1 Somer E. Biofeedback-aided hypnotherapy for intractable phobic anxiety. The American Journal of clinical hypnosis. 1995 Jan;37(3):54-64.
    2 Lamb C.S. Hypnotically-induced deconditioning: reconstruction of memories in the treatment of phobias. The American Journal of clinical hypnosis. 1985 Oct;28(2):56-62
    3 Pelissolo, A (2016). "[Hypnosis for anxiety and phobic disorders: A review of clinical studies]". Presse Med. 45 (3): 284–90.
    4 Hammond, D. C. (2010). Hypnosis in the treatment of anxiety- and stress-related disorders. Expert Review Newsletter, 10(2), 263-273
    5 David Kraft. Panic Disorder Without Agoraphobia. A Multi-Modal Approach: Solution-Focused Therapy, Hypnosis and Psychodynamic Psychotherapy. Journal of Integrative Research, Counselling and Psychotherapy, vol.1.no.1 March 2012
    6 Hirsch J.A. Integrating Hypnosis with Other Therapies for Treating Specific Phobias: A Case Series. The American journal of cclinical hypnosis. 2018 Apr;60(4):367-377
    7 William L. Golden. Cognitive Hypnotherapy for Anxiety Disorders. American Journal of Clinical Hypnosis. Volume 54, 2012 - Issue 4

    Батаршев А. В. — Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика

    Рассматриваются характерологические особенности темперамента, взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами индивида. Центральное место в пособии отведено методике...

    Методика диагностики темперамента Яна Стреляу

    Методика диагностики темперамента Яна Стреляу используется для изучения трех основных характеристик нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов....

    Джанни Франчесетти — Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов

    Почему в наше время так распространены панические атаки? Какая связь между этим симптомом и современным обществом? Какие новые идеи и методы может предложить гештальт-терапия для решения этой проблемы? Для того чтобы ответить на...

    Галлюцинации: определение, виды, предрасположенность

    Галлюцинация – ложное восприятие несуществующего объекта, возникающее во время бодрствования. Более грамотно можно сказать, что галлюцинация представляет собой сенсорное впечатление, возникающее без наличия внешней стимуляции...

    Тест на темперамент А. Белова «Формула темперамента»

    Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (4)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (4)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Анна Фрейд, Зигмунд Фрейд — Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов

Сегодня: четверг 26 ноября 2020

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020