PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Сравнительный анализ феноменологической и диспозициональной теорий личности

    Раздел: Статьи Дата публикации: 4-09-2015, 11:39 Ошибка?
    Для психологии как самостоятельной науки характерна очевидная связь с философией, основной целью которой является познание человека, его сущности. Не определив, кто такой человек, психология не может исследовать феномены и объективные закономерности психики. Поэтому важным этапом в развитии психологии является появление теорий личности, представители которых предлагали свой подход к раскрытию этого понятия. Наличие большого количества концепций лишь подтверждает сложность данной проблемы и отсутствие однозначного понимания личности.

    Так как цели, которые преследовали основоположники теорий, были схожими, то возможным является сравнительный анализ общих подходов к изучению личности. Только в сравнении может быть сформировано более объективное понимание сложной проблемы в ее историческом развитии. Цель данной работы заключается в анализе двух из наиболее значимых в психологии теорий личности: феноменологической и диспозициональной, в которых человек рассматривался как устойчивая динамичная система. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: выделение основных идей и положений данных направлений, составляющих их сущность, и выявление вклада обеих теорий в науку.

    Основным представителем феноменологического подхода считается Карл Роджерс, однако нельзя не упомянуть такого психолога, как Абрахам Маслоу. Феноменологические теории были попыткой ученых понять, как человек воспринимает окружающий мир и как личность формируется под влиянием к окружающей действительности. С точки зрения феноменологов, понять человека, его поведение и стремления можно исключительно в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. При этом реальностью является именно та действительность, которую человек способен сознательно воспринять. Другой важной идеей в рамках феноменологических теорий можно считать определение человека как свободного и контролирующего свою жизнь лица, ответственного за свою судьбу и оттого стремящегося к совершенству и полной независимости. Однако не все люди способны адекватно себя воспринимать, поэтому они готовы подчиниться мнению окружающих, потеряв при этом самих себя.

    Роджерс выделял пять положений, в той или иной степени связанных между собой и отражающих «полноценно функционирующего» человека: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, свобода и креативность. В действительности, только тот человек, который осознает свои внутренние чувства и доверяет им при решении каких-либо проблем, но при этом пытается наслаждаться жизнью, может быть субъективно свободным. (1)

    Стремление к совершенству и работа над собой изменяют личность, ее бытие, но при этом не разрушают целостность всех изначально заложенных в человеке черт. Каждый из нас имеет свое идеальное Я, которому стремится соответствовать, причем у каждого человека свой уникальный идеальный образ. С точки зрения Роджерса, все люди по своей природе добры и чисты, а негативные эмоции и импульсы доказывают лишь тот факт, что человек ведет себя не так, как велит его внутренняя сущность. Данное положение феноменологических теорий неоднократно подвергалось жесткой критике, суть которой содержалась в следующем: нельзя сгладить отрицательную, плохую сторону человека, которая также отражает его личность.

    Несмотря на близость направлений исследований Роджерса и Маслоу, в их теориях можно обнаружить некоторые несоответствия или, проще говоря, различия. Движущим фактором развития у Роджерса является потребность в актуализации, которая представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность». [2, 196] Маслоу же разработал свою иерархию первичных и вторичных потребностей, которые, по его мнению, регулируют и направляют поведение человека. Согласно теории иерархии потребностей базовыми являются физиологические потребности, только при удовлетворении которых человек осознает необходимость в самоуважении и самоактуализации.
    В общем и целом человек в рамках феноменологической теории – это позитивное, самодостаточное лицо, ядро личности которого составляет стремление выявить свои лучшие качества и реализовать все потенциальные возможности. (3)

    Каждое новое направление в психологии берет за основу уже существующие теории и расширяет или опровергает их главные аспекты. Диспозициональные теории возникали как теории черт личности и основывавались на изучении человека, как постоянного во всех его поступках, мыслях и переживаниях. Основателями диспозиционального направления были Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттел, которые рассматривали каждую личность в рамках ее индивидуальности и уникальности.

    «Личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума». [4, 48] Акцент в диспозициональных теориях ставится именно на свойственную каждому конкретному человеку совокупность личностных черт и индивидуальных склонностей. При этом какой-либо поступок человека не может быть рассмотрен как случайное явление, так как он всегда основывается особенностях определенной личности. Идея о том, что поведение человека является отражением его внутреннего мира, распространена и в феноменологической теории личности и подтверждается невозможностью найти двух абсолютно одинаковых людей.

    Олпорт разводит такие понятия, как личность, темперамент и характер, которые ранее рассматривались как синонимы. Согласно его теории, темперамент отражает эмоциональную сущность личности, а характер – некую систему ее ценностей. Изучая ценности личности, Олпорт делит их на уровни: теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические и религиозные ценности. Их приоритетность для себя каждый человек определяет сам.

    Среди очевидных черт личности сторонники диспозициональных теорий чаще всего выделяют интроверсию и экстраверсию, доброжелательность, враждебность, открытость другим людям, обществу в целом или же просто опыту. Однако если Айзенк считал приоритетными параметрами интроверсию-экстраверсию и нейротизм, то итоговая модель Кеттела содержит шестнадцать центральных черт личности. (1) Критики диспозициональных теорий личности отмечают изменчивость данных черт в реальности. По их мнению, существует лишь некоторое постоянство их проявлений у отдельных индивидов. В качестве контраргумента к критической оценке можно выдвинуть постулат о том, что поведение любого человека, каким бы оно ни было, всегда является следствием конфигурации его индивидуальных особенностей.

    Как и феноменологические теории, диспозициональный подход, пусть и указывает на однородность «личностной структуры», предполагает постоянное развитие личности, ее активность, направленную на эволюцию взглядов, ценностей и жизненных установок. Каждый человек сознательно ищет пути для своей самореализации, чтобы доказать самому себе свою значимость, а также найти подтверждение своих умений и способностей в признании их другими людьми. У любого из нас есть потребность в самоанализе, мы пытаемся себя контролировать и давать оценку своим действиям и достижениям. Сходство рассматриваемых теорий проявляется так же в отношении к зрелому человеку с уже полностью сформировавшимися взглядами на жизнь: считается, что процесс становления личности длится всю жизнь, вместе с этим постоянно изменяется и линия поведения человека, потому что нельзя достичь совершенства. Чтобы объективно говорить об отдельном человеке, нужно рассматривать его не только на конкретный момент, но и брать в расчет его прошлое и будущие перспективы.

    Труды представителей как феноменологического, так и диспозиционального направлений способствовали расширению круга применяемых при исследованиях методики. К примеру, Роджерс использовал эксперимент, клинические наблюдения, что стало основой клиент-центрированной терапии. Так же стал активно применяться заимствованный им метод Q-сортировки для выявления динамики личностного развития клиента. Если же говорить о диспозициональных теориях, то факторный анализ позволил ученым использовать корреляцию ряда факторов для выявления самостоятельных и в меньшей степени зависимых друг от друга черт личности. Нужно заметить, что и сегодня данные методы считаются объективными.

    По моему мнению, нельзя сказать, какие из теорий являются для психологии в целом более значимыми. Результатом исследований ученых стало создание целостной картины личности, в которой она формируется не только под влиянием внешних факторов, так как учитываются такие важные характеристики как неповторимость, свобода в выборе и принятии решений, стремление к получению своего жизненного опыта.

    Анализируемые теории личности внесли большой вклад психологию, заложили основы понимания психики и сознания людей. Гораздо проще изучать человека, интерпретировать его поведение, эмоции и реакцию на окружающую действительность, когда установлены основные способы и принципы личностного развития.

    Понятие личность благодаря исследованиям представителей феноменологических и диспозициональных теорий стало одним из центральных понятий в психологической науке, пусть и не было найдено общепринятого определения этому понятию. Выявление общих черт, присущих определенным группам людей позволили ученым сравнивать отдельного человека с окружающими его людьми, а также отличать девиантное поведение от морального и допустимого. Современная психология находилась бы на совершенно незначительном уровне развития, если бы не были заложены основные понятия, методики, тесты.

    Кроме того, обществом признан тот факт, что человек должен развиваться, как бы разорвать существующий баланс между своим внутренним миром и окружающей действительностью, нужно стремиться к постоянному самосовершенствованию. Мы сами определяем свою судьбу в соответствии с нашими ценностями, идеалами и желаниями.

    Список литературы:
    1. L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGrow-Hill, 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997.
    2. Rogers, C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In Koch, S. (Ed.), Psychology: A Study of a Science, Vol.3. Formulations of the Person and the Social Context. New York: McGraw-Hill, 1959.
    3. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. - СП б: Изд-во «Речь», 2003.
    4. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2001.

    Орлов А. Б. — Психология личности и сущности человека

    Содержание книги объединено единой темой - гуманизацией психологической науки. Проанализированы изменения методологических парадигм и теоретических принципов психологии, а также практических форм деятельности психологов....

    Зейгарник Б. В. — Теории личности в зарубежной психологии

    В учебном пособии дается изложение и критический анализ основных направлений теорий личности в зарубежной психологии: фрейдизма и неофрейдизма (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм); «гуманистической психологии» (К. Роджерс, Г....

    Слотина Т. В. — Психология личности

    Издание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и...

    Вейкко Тэхкэ — Психика и ее лечение. Психоаналитический подход

    В данной монографии дается описание как общей психоаналитической теории развития человеческой психики, так и теории природы и элементов психоаналитического понимания, и приложения двух этих теорий к психоаналитическому лечению...

    Ольга Власова — Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История, мыслители, проблемы

    Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенциально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на оригинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Стивен Лаберж — Осознанное сновидение

Сегодня: вторник 23 апреля 2019
Всеукраинский день психолога.

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2018