Развитие умственной выносливости

    Раздел: Статьи Дата публикации: 15-09-2015, 20:21 Ошибка?
    Развитие умственной выносливости
    Материал публикуется в сокращенном переводе с английского по книге А. Р. Ораджа (A. R. Oradge) «Психологические тесты и упражнения» из библиотеки Элитариума, выпущенной в 1930 году и ныне ставшей библиографической редкостью.

    Многие виды умственной деятельности требуют хорошей психической выносливости: составление баланса с многочисленными столбцами цифр, выбор оптимальной покупки на рынке потребительских товаров, сдача четырех курсовых работ и шести экзаменов за две недели — любой вид мышления, требующий высокого уровня активности в течение продолжительного времени.

    Хорошей выносливости нельзя добиться простым путем. Физическая выносливость достигается аэробными упражнениями — бегом, плаванием, греблей, ездой на велосипеде. Тренированное сердце при нормальном уровне активности бьется спокойно, но при появлении повышенной нагрузки быстро на нее реагирует. Здоровые легкие снабжают кровь большим количеством кислорода. Здоровые клетки быстрее усваивают питательные вещества. Чтобы привести свое тело в такую форму, вам потребуется его достаточно долго напрягать. Напряжение является основой физической выносливости.

    Точно так же выносливость ума повышается за счет регулярного напряжения. Вы должны ставить себя в такие положения, когда необходимо продолжительное время поддерживать концентрацию внимания. Вы должны быть упорными. Вы должны подчинить себе свой ум, заставляя его следовать туда, куда вам нужно. С практикой ваш мозг привыкнет к нагрузкам и ваше мышление станет более ясным.

    Вычисления — старый проверенный способ добавить твердости мышлению и выносливости уму. Платон хорошо понимал значение развития вычислительных способностей, когда написал в диалоге «Государство»: «Кто от природы силен в вычислениях, тот будет проявлять природную сметливость и во всех других научных занятиях, а те, у кого это выходит хуже, могут за счет упражнений и занятий развить свои арифметические способности и, таким путем, стать умнее и сообразительнее».

    Каждый из типов упражнений требует, чтобы вы интенсивно задействовали свои вычислительные «мышцы». Большинство упражнений построены так, что если вы упустите нить внимания, то потеряете и свое место в цепочке вычислений. Вам следует точно знать, где вы сбились, чтобы иметь возможность вернуться и попытаться удерживать концентрацию еще некоторое время. Когда ваши вычислительные «мышцы» окрепнут, попробуйте перейти к более сложным упражнениям.

    Частые повторяющиеся нагрузки в умственных упражнениях выполняют примерно ту же функцию, что и бег трусцой в упражнениях физических. Они развивают выносливость. Вы можете выполнять упражнения молча или вслух, быстро или медленно. Они идеально подходят для длительных поездок на автобусе или в метро. Возможно, вы будете удивлены, когда всего через несколько дней добьетесь такого прогресса в выполнении упражнений, который ранее казался вам недостижимым.

    I. Упражнения с числами

    1. Продолжите восходящие и нисходящие последовательности:
    • вверх, с шагом 2: 2, 4, 6, 8, ..., 100 вниз, с шагом 2: 100, 98, 96, 94,..., 2
    • вверх, с шагом 3: 3, 6, 9, 12,..., 99 вниз, с шагом 3:99, 96, 93, 90,..., 3
    • вверх, с шагом 4: 4, 8, 12, 16,..., 100 вниз, с шагом 4:100, 96, 92, 88, ..., 4
    • вверх, с шагом 5: 5, 10, 15, 20, ..., 100 вниз, с шагом 5: 100, 95, 90, 85, ..., 5
    • вверх, с шагом 6: 6, 12, 18, 24, ..., 96 вниз, с шагом 6: 96, 90, 84, 78, ..., 6
    • вверх, с шагом 7: 7, 14, 21, 28,..., 98 вниз, с шагом 7: 98, 91, 84, 77, ..., 7
    • вверх, с шагом 8: 8, 16, 24, 32,..., 96 вниз, с шагом 8: 96, 88, 80, 72, ..., 8
    • вверх, с шагом 9: 9, 18, 27, 36,..., 99 вниз, с шагом 9: 99, 90, 81, 72,..., 9

    2. Продолжите двойные восходящие последовательности:
    • вверх, с шагом 2, 3: 2-3, 4-6, 6-9, 8-12, …, 66-99 вниз, с шагом 2, 3: 66-99, 64-96, 62-93, 60-90, …, 2-3
    • вверх, с шагом 3, 2: 3-2, 6-4, 9-6, 12-8, …, 99-66 вниз, с шагом 3, 2: 99-66, 96-64, 93-62, 90-60, …, 3-2
    • вверх, с шагом 3, 4: 3-4, 6-8, 9-12, 12-16, …, 75-100 вниз, с шагом 3, 4: 75-100, 72-96, 69-92, 66-88, …, 3-4
    • вверх, с шагом 3, 5: 3-5, 6-10, 9-15, 12-20, …, 60-100 вниз, с шагом 3, 5: 60-100, 57-95, 54-90, 51-85, …, 3-5
    • вверх, с шагом 8, 3: 8-3, 16-6, 24-9, 32-12, …, 96-36 вниз, с шагом 8, 3: 96-36, 88-33, 80-30, 72-27, …, 8-3

    3. Назовите в восходящем порядке числа от 1 до 100:
    • содержащие цифру 7 (или 5, или 9, или 1);
    • содержащие цифры 4 или 6 (2 или 5, 6 или 1);
    • в которых сумма цифр равна 7 (или 6, или 9, или 8);
    • в которых сумма цифр делится на 3 или 4.

    4. Продолжите тройные нисходящие последовательности:
    • вниз, с шагом 2, 4, 3: 100-100-99, 98-96-96, 96-92-93, 94-88-90,…, 52-4-27
    • вниз, с шагом 5, 2, 3: 100-100-100, 95-98-97, 90-96-94, 85-94-91, …, 5-62-43
    • вниз, с шагом 7, 5, 4: 98-100-100, 91-95-96, 84-90-92, 77-85-88,…, 7-35-48
    • вниз, с шагом 3, 2, 3: 100-100-99, 97-98-96, 94-96-93, 91-94-90,…, 1-34-0

    5. Продолжите тройные встречные последовательности:
    • вниз, с шагом 2, вверх, с шагом 4, вниз, с шагом 3: 100-4-99, 98-8-96, 96-12-93, …, 52-100-28

    6. Продолжите четверные встречные последовательности:
    • вверх, с шагом 2, вниз, с шагом 2, вверх., с шагом 3, вниз с шагом 3: 2-100-3-99, 4-98-6-96, 6-96-9-93, …
    • вверх, с шагом 2, вниз, с шагом 3, вверх, с шагом 4, вниз с шагом 5: 2-99-4-100, 4-96-8-95, 6-93-12-90, …
    • вниз, с шагом 2, 3, вверх, с шагом 7, 3: 100-100-1-1, 98-97-8-4, 96-94-15-7, 94-91-22-10, …
    • вверх, с шагом 4, 3, вниз, с шагом 6, 4: 4-3-98-100, 8-6-92-96, 12-9-86-92, 16-12-80-88,…

    7. Произносите про себя числовую последовательность, одновременно записывая другую:
    • когда число делится на 3 — поднимите левую руку
    • когда число делится на 4 — поднимите правую руку
    • когда число делится на 3 и 4 — хлопните в ладоши
    • когда число делится на 5 — топните ногой

    9. Удваивайте каждое последующее число и посмотрите, как далеко вы сможете зайти:
    Пример: 2, 4, 8, 16, 32, 64, …
    Пример: 3, 6, 12, 24, 48, 96 …
    Пример: 7, 14, 28, 56, 112, 224, …

    II. Упражнения с буквами

    1. Произнесите буквенно-числовые комбинации для приведенных ниже фраз, высказываний и цитат, подставляя порядковый номер буквы в алфавите.
    Например, слово «Абракадабра» будет читаться как 1-2-18-1-12-1-5-1-2-18-1.
    • Ниагара ревет снова.
    • Пять боксирующих волшебников быстро прыгали.

    2. Мысленно переведите серии чисел в осмысленные фразы:
    • 1 18-16-9-1 21-17-1-13-1 15-1 13-1-17-21 1-9-16-18-1 (А роза упала на лапу Азора);
    • 14-29-19-13-30 — 31-20-16 19-6-14-33 17-16-19-20-21-17-12-1 — 31-14-6-18-19-16-15 (Мысль — это семя поступка — Эмерсон);
    • 17-6-18-3-1-33 14-29-19-13-30 15-6 3-19-6-4-5-1 19-1-14-1-33 13-21-25-26-1-33 — 1-13-30-22-30-6-18-10 (Первая мысль не всегда самая лучшая — Альфьери);
    • 14-29-26-13-6-15-10-6 17-16-5-16-2-15-16 13-32-2-3-10 10 19-14-6-18-20-10 — 12-1-8-5-29-11 10-9 15-1-19 5-16-13-8-6-15 31-20-16 5-6-13-1-20-30 19-1-14 — 5-8-6-11-14-19 5-8-16-11-19 (Мышление подобно любви и смерти — каждый из нас должен это делать сам — Джеймс Джойс).

    3. Прочитав предложение, повторите его, слово за словом, в обратном порядке:
    • Мы удерживаем власть и несем ответственность. —
      Авраам Линкольн.
    • Порою я даю себе мудрые советы, но не могу ими воспользоваться. —
      Мэри Уортли Монтегю.
    • Один за всех, все за одного. —
      Три мушкетера.
    • Тот, кто только болтает, вреда не приносит. —
      Уильям Блейк.

    4. Прочитайте правильно следующие предложения, в которых все слова написаны в обратном порядке:
    • огонМ зар я летох ьтачломаз и ьтанзу, ов отч я ан момас елед юрев. — намппиЛ ретлоУ;
    • теувтсещуС авд адив ынитси — яалам анитси и яашьлоб анитси. яалаМ анитси ястеачилто мет, отч йе тиотсовиторп ьжол, в от ямерв как йошьлоб енитси тиотсовиторп яагурд анитси. — сьлиН роБ;
    • ьтсонсЯ, еинаминоп и еиневонкинорп в ьтус йещев ынжомзов ьшил адгок ьлсым телмерд и му теувтсйедзеб. окьлоТ в еикат ытуним ыв етидив есв с йоньледерп юьтсонся и етежом ьтазакс, отч етееми еонневтсдерсопен еитяирпсов, укьлоксоп шав гзом еелоб ен теадзос хемоп. тоВ в меч тиотсос еоннитси еинаминоп и, оньлетаводелс, еокат еинаминоп ьтсе еивтсйед. огогурД итуп ен теувтсещус. — Д. итруманширК.

    5. Прочитайте правильно не разделенные на слова предложения:
    • Очевидноодинизпарадоксовтворчествазаключаетсявтомчтомыслить
    • оригинальномыможемлишьпослетогокакхорошопознакомимсясчужимиидеями;
    • Привычкаестьприближениеживотнойсистемыкпримитивизму. Этопризнаниеошибкиввысшейнервнойфункцииживого существа,котораяподразумеваетсамоопределениеприполномосознаниивсехокружающихобстоятельств.

    6. Прочитав слово, произнесите его по буквам в обратном порядке:
    классификация, ультразвук, затылочный, ревность, маринад, клаустрофобия, совершенство, врожденный, безвозвратный, бюрократия, забывчивость, оцепенение, неразборчивый, пролонгация, размышление.

    Советы по развитию выносливости
    Ментальная выносливость, способность продолжать думать, когда ваш мозг хочет сделать перерыв, достигается только практикой. Возьмите за привычку поддерживать концентрацию внимания на задачах, которые вы для себя поставили.

    Совет 1. Регулярно занимайтесь ментальной «аэробикой». Каждый день делайте нечто такое, что требует интенсивной концентрации.

    Совет 2. Обратите внимание на то, какие из упражнений на развитие внимания вам показались простыми и какие сложными. Для получения наилучших результатов работайте над теми упражнениями, которые вам хуже даются. Помните поговорку «Нет боли, нет побед».

    Совет 3. Разработайте собственные упражнения для закалки ума. Придумайте новые варианты упражнений с числами, буквами, словами и стихами. Насколько вы изобретательны?

    Текст статьи взят с сайта elitarium.ru

    Чарльз Филлипс — Быстрое и эффективное мышление. 50 задач, которые научат делать только правильный выбор

    Склонны ли вы делать то, чего от вас хотят другие? А может, вы иногда делаете то, что устраивает лично вас, но не всегда является лучшим? А бывает, что вы вообще не знаете, почему поступили именно так? К сожалению, наши схемы...

    Том Вуджек — Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта

    Каждая из 12 глав этой книги является своего рода тренажером, представляющим комплекс упражнений для ума. Благодаря им можно научиться избавляться от умственной усталости и скуки. Книга содержит множество занимательных задач и...

    Волков Б. С. — Психология возраста

    Данное издание подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основании опыта работы автора в педагогических учебных заведениях. Учебный материал представлен в виде обобщенных логических схем основных...

    Леонтьев А. Н. — Эволюция, движение, деятельность

    Очередной том работ из научного наследия А. Н. Леонтьева (1903–1979) включает в себя работы 1940-х гг., посвященные двум большим проблемам – возникновению и эволюции психики в животном мире и восстановлению движений руки после...

    Познавательные процессы человека

    Ощущение и его виды ощущений. Восприятие, свойства восприятия. Внимание, виды внимания, и его основные свойства. Память, виды памяти. Закономерности памяти. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. Воображение, виды...

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Январь 2023 (1)
Апрель 2022 (1)
Март 2022 (3)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (2)
Октябрь 2021 (3)


Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Роберт Дилтс — Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла

Сегодня: четверг 28 марта 2024

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2024