Архетип птицы в мифологии, сказках, Библии

    Раздел: Статьи Дата публикации: 29-07-2016, 21:35 Ошибка?
    Архетип птицы в мифологии, сказках, Библии
    Архетип птиц составляет часть мифологического, библейского и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе птиц и человека.
    Птица - символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища...

    В античных мифах птицы - атрибуты Богов:

    Сова - в сказках говорящие и поющие птицы-символ любовной тоски (подобно стрелам и оводам). Птица может олицетворять влюблённого во многих мифах и легендах считаются разумными союзниками человека, ведущими происхождение от великой птицы демиурга первобытных людей-носителя божественного послания и творца нижнего мира (земли); это объясняет позднейшее толкование птиц как посланников в сказках тот, кто понимает птичий язык, наделён важными знаниями.

    В алхимии птицы воплощали активизирующие силы; положение птицы уточняло смысл: летящая ввысь-летучесть или очищение, бросающая вниз-осаждение и сгущение.
    По К.Г.Юнгу, птица добродетельна по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полёт фантазии Афина, павлин, аист, кукушка-Гера, орел-Зевс…

    Согласно Библии, птицы служат символом перемен. Птицы символизировали судьбы людей, большинство которых вели жизнь бродяг; пастухов, или паломников. Крылья и полёт птицы - высшее состояние бытия, сила духа, подлинная воля, данная божеством. И о самом Боге говорится как о птице.

    Однако, идея души как птицы не предполагает сама по себе доброту души. В отношениях Богов властителей с обычным человеком птица может сыграть незавидную себе роль- доносчика, изменника, предателя, у библейского екклесиаста сказано: «даже и мыслях твоих не злословь богатого, потому что птица небесная может перенесть слово твоё, пересказатьречь твою».

    «Птица в клетке» - надежда на избавление, но также и символом предательства. Птица в ловушке - приманка для ловли других птиц. Символ обмана и предательства друга или родственника.

    Стаи птиц - чаще негативный знак, так, птицы, взлетающие с заболоченного озера Стимфалос (знак душевного застоя и паралича духа), символизируют различные греховные желания.

    Окраска птицы символизирует её вторичное значение.

    Чёрный ворон - символ интеллигенции;
    зелёный, голубой павлин - символ любовной жажды, любовного томления;
    белый лебедь - телесность (либидо) и духовность (логос);
    красный феникс - вознесение в бессмертии божества.

    Кукушка – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Олицетворяет женское начало. Кукушкой становится девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты семейно – родственных или брачных связей и отношений. Кукушка так же связана с потусторонним миром, бытует представление о ней как о «проводнице» из Пекельного царства в мир Явный, поэтому она может выступать вестницей несчастья (может, кукуя, «предсказать» голодный год, смерть и т.п.)

    Кукушка – птица, которая не вьёт гнёзда, подбрасывает яйца своих будущих птенцов в чужие гнёзда (за что птицы изгнали её из своего сообщества) и ассоциируется с матерью, бросившей своих детей. У кукушки нет пары, её образ связан с мотивом одиночества, неустроенности в жизни и вечным скитанием по свету, поскольку она нигде не может найти пристанища. Широко распространено «шуточное» гадание по первому кукованию кукушки об «отмерянном» человеку сроке жизни.

    Лебедь – романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти особенно значимой в Западной литературе, музыке и балете.
    В мифопоэтической традиции образ лебедя тесно связан с Афродитой, аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др. особое значение имеет мотив превращения в лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце ( ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе лебедя в девицу и девицы в лебедя.

    Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик, и мертвый, низвергается в воду.
    древнегреческое поверье, что лебеди поют один раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. образ лебедя как символ поэта, певца и высоты поэзии в своей основе связан и с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.

    В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного лебедя (жизнь — смерть, добро — зло). нередко тёмные силы маскируются образом белого лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости).

    Образ чайки восходит к народно - поэтическим представлениям о душе белой и чёрной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей; образ вольной птицы- символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намёк на силу или слабость, незащищённость страдающей личности. Чайка также является символом тоскующей женщины.

    В Западноевропейской традиции ворон – птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире – весьма почитаемая. В Европе на её репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин, Бадб, а также со скандинавским богом войны Одином, которого всегда сопровождали два ворона – Хугин и Мунин. Однако, последние два мифологических персонажа, кроме того, доносили о событиях в мире смертных, символизируя такие понятия, как разум и память.

    Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер, как пожиратель отходов, ворон считался нечистой птицей, но при этом символизировал и проницательность, так как, выпущенный ноем из ковчега, летал, пока не нашёл сухую землю.

    Вообще, ворон – символ солнца и прорицания, его блестящее чёрное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Он считался птицей-вестником аполлона и богини Афины и был связан с солнечным культом митры. В древнем Риме крик ворона напоминал латинское слово «крас» - «завтра», его связывали с надеждой. В Китае и Японии ворон – эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов.

    В Европе вороны - стервятники были эмблемой войны, смерти, заброшенности, зла и несчастья.

    Голубь - символ кроткости и чистоты. Пара голубей - любовь, дружба и супружеская верность.
    Представление о голубе как о святой птице восходит к христианской традиции: в виде голубя Св. Дух сошел с небес во время крещения Иисуса. Библейский сюжет – источник легенды о голубе, возвестившем Ною о конце потопа. В древних колядках рассказывается, как священные голуби помогают Всевышнему создавать мир. Как символ добра и кротости голубь противостоит хищным, черным птицам и нечистым животным (змее, козе). Любовно-брачная символика голубя представлена в поверьях, в магии, в свадебных обрядах и песнях. Фигурками голубя украшали каравай. Воркующие голубь с голубкой – символ влюбленных. Широко распространены они и в качестве поэтических образов жениха и невесты в свадебных песнях. Считалось, что в доме, где водятся голуби, будут счастье и удача и не будет пожара. Два голубя – символ любви, творчества.

    Cоловей символизирует муки и экстаз любви. Cимволизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. «Бессмертная птица» из оды китса «К соловью» (1819) – метафора как поэтов, так и певцов. песня соловья часто связывалась как с радостью, так и с болью, как в греческом мифе о филомеле, которой вырвали язык, чтобы она не рассказала, что шурин терей изнасиловал её; сжалившиеся боги превратили её в соловья (ласточку).

    Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием; разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения – любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голос или красноречие.

    В мифологических представлениях образ ласточки обладает широкой символикой. В Древней Греции ласточка – птица, посвящённая Афродите. В египетской мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса. Ласточка считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике обращающиеся с молитвенной просьбой к Богу уподобляются ласточкам, которые всегда голодны и страждут; молодая ласточка – символ жажды духовной пищи).

    Ласточка – вестник добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточки любят жить рядом с людьми.

    Но ласточка, прилетевшая из-за моря, связана с иным миром, со смертью, выступает как посредница между смертью и жизнью, далёким, чужим морем и близкой, своей землей. Также многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности, ненадежности жизни, счастья, уюта.

    Орёл, орлица - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира.

    В древней месопотамии орёл был символом божества войны шумерской нинурты (нингирсу), в Древней Греции — Зевса (ср. изображение Зевса в виде орел на крите), в Риме — Юпитера. В славянской мифологии орёл – птица перуна. громовержец может превращаться в орла, может летать на орле, посылать его выполнять различные поручения.

    У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения орла на шаманской одежде) и культурного героя. с орлом были связаны белые шаманы, с вороном — чёрные. Одним из главных подвигов орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и северной америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно орёл помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке.

    В библейской метафорике орёл служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об александре македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух орлов). Благодаря легендам из «физиолога» (стареющий орёл взлетает к солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) орёл служит в средние века символом крещения, а также воскресения.

    Жаворонок - одна из самых любимых народом птиц. Он ничем не погрешил перед Христом, а, напротив, приносил божьей матери вести о нём, утешал её в горе и внушал надежду на воскресение Иисуса. кроме того, он вынимал колючки из тернового венца распятого Христа. за всё это он был взят Марией на небеса, где славит своим пением её имя. в древнерусском «сказании о птицах небесных» жаворонок о себе говорит так: «я высоко летаю, песни прославляю, Христа воспеваю».

    По народным поверьям, на зиму жаворонок превращается в мышь, а летом принимает прежний облик. Зиму он проводит в мышиной норе, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. в середине зимы переворачивается на другой бок и спит до весны.
    А ещё говорят, будто он зимой находится высоко-высоко в небе, ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, куда в это время жаворонкам позволено бывает заглянуть.

    Прилёт жаворонков знаменует приход весны - не зря славянские народы пекут в его честь булочки-жаворонки с изюминками вместо глаз делают это на день сорока мучеников (9/22 марта), иногда на благовещенье (25 марта/7 апреля). эти печения дети должны вынести на улицу, подбросить вверх и крикнуть:
    - Жаворонки, жаворонки, прилетите - с собой весну принесите! Во многих местах с прилетом жаворонков начинали пахать и сеять.

    Петух - в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами. В некоторых статьях о символике именно с демоническими свойствами петуха связывают традицию не держать долго петуха в хозяйстве (т.е. заменять старого петуха на петушка из нового выводка) Петух связывается с солнцем, огнем, возрождением. Он выступает в качестве символа рассвета, пробуждения, активности, бдительности. Считается, что рассветное пение петуха отгоняет нечистую силу. Петух характеризуется признаками опекуна хозяйства. Считали, что без его не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!»

    В Ирано-суфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа.

    В Древней Греции «звёзды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса, которые по приказанию Геры, чьей птицей является павлин, должны следить за лунной, коровой... В Древнем Египте павлин считался символом гелиополиса – города, в котором находился храм солнца.
    Продолжением солярной темы являются и связанные с павлином мотивы изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; весьма широко распространены изображения павлина у райского древа жизни, а также двух павлинов по сторонам мирового древа).

    С образом павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, взгляда (в средневековых «бестиариях» павлина именуют «стооким»), в то же время некоторые европейские поверья, ассоциирующие, вероятно, «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом» («сглазом»), связывают образ павлина с несчастьем, бесплодием и т.п. в ряде традиций павлина считается царской птицей (Индия, Византия и др.).
    Изображения павлина широко представлены в геральдике и нумизматике.

    Практически во всех мифологиях распространены образы фантастических птиц, например: сирин, алконост, вырии, гамаюн, феникс…

    Феникс - одна из древнейших и красивейших птиц нашего магического мира. Окрас феникса красно-золотой или ало-золотой, что символизирует восходящее солнце и огонь. родом феникс из арабских пустынь. он живет около 500 лет и, чувствуя приближение смерти, делает погребальный костер из листьев дикой корицы, при этом поёт погребальную песню, услышав которую животные падают замертво. Затем зажигает корицу, махая крыльями под лучами солнца. через три дня после самосожжения из пепла рождается новый феникс для того, чтобы жить ещё 500 лет.

    Феникс обладает восхитительной магической силой. Его слёзы могут излечить любую рану, прикосновение его пера успокоит боль, а его песнь наполнит душу светом. Феникс – проводник душ умерших.

    Миф о чудо-птице фениксе впервые появился в Египте. Мумифицируя своих покойников, египтяне пытались тем самым подарить им бессмертие и верили, что рано или поздно те вернутся в мир живых.

    В геральдике феникса всегда изображают поднимающимся из пламени. средневековые алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали часто использовать как знак, связанный с химией и фармакологией. в искусстве и литературе феникс - символ возрождения (человека или замысла) или воссоздания после разрушения, в частности от огня. Вскоре феникс стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира.

    Таким образом, символика архитипа птиц весьма разнообразна: птица-символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища. Птица – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Образ птицы встречаются в мифах, в сказках, в Библии, в Гералдике, … нумизматике.

    С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира и т. д.

    Список использованной литературы:
    1. Архетип Ворона у Индоевропейцев. Галина Бедненко
    2. Легендарная птица Рох, несущая слона. Гравюра на меди. И. Страданус, 1522 г.
    3. Словарь символов Джек Тресиддер
    4. Животные в мифологии. Мифологическая энциклопедия. Encyclopedia.

    Эдвард Эдингер — Христианский архетип. Юнговское исследование жизни Христа

    Путь Христа, описанный в Новом Завете, наивно проецируется на историческую личность, а на самом деле является метафорой различных стадий индивидуации. Эта книга о психологическом прочтении Нового Завета, прочтении, которое может...

    Анна Бену — Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира

    Кто из читателей не знает бестселлер Клариссы Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях»? Переведенная более чем на двадцать пять языков книга уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном...

    Леопольд Зонди — Моисей. Ответ Каину

    «Моисей» – вторая книга этической дилогии основателя судьбоанализа Леопольда Зонди. Автор исследует происхождение совести как защитной реакции человека на его побуждение ко злу. В качестве примера рассматривается трансформация...

    Мария-Луиза фон Франц — Феномены Тени и зла в волшебных сказках

    В этой книге М.-Л. фон Франц, пользуясь собственным опытом аналитика и опытом сотрудничества с Юнгом, раскрывает многие важные аспекты психологического знания и опыта, накопленного в сказках всего мира. Она это делает очень...

    Кларисса Пинкола Эстес — Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях

    Переведенная более чем на двадцать пять языков книга Клариссы Эстес уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном рейтинге. Эта книга о женском архетипе на самом деле универсальна. Замените понятие...

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Январь 2023 (1)
Апрель 2022 (1)
Март 2022 (3)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (2)
Октябрь 2021 (3)


Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Наполеон Хилл — Думай и богатей

Сегодня: суббота 20 апреля 2024

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2024