Творчество в психотерапии как инструмент диалога с бессознательным

    Раздел: Статьи Дата публикации: 12-10-2016, 22:21 Ошибка?
    Творчество в психотерапии как инструмент диалога с бессознательным
    Попытки достучаться до бессознательного и вступить с ним в диалог считаются прерогативой психоаналитиков. Но это не совсем так. Существует немало психотерапевтических методов, которые обращаются к бессознательному другими способами. Там, где не хватает слов, на помощь приходят образы, движения, музыка - которые нередко ведут в глубины психики более коротким путем.

    Арт-терапия

    История. «Метод возник в 1940-е годы, среди его создателей наиболее известна Натали Роджерс (Natalie Rogers), дочь психолога Карла Роджерса. Натали помогала отцу проводить групповые сессии. И обратила внимание, что участники устают по многу часов сидеть, говорить и слушать. Она предложила использовать рисунок, музыку, движение - и постепенно создала свое собственное направление.

    Суть метода. В английском языке существует два термина: art therapy (терапия визуальными искусствами, собственно арт-терапия) и arts therapy (терапия всеми видами искусств вообще). Но есть еще одно набирающее силу направление, которое возникло в 1970-е годы и по-английски называется expressive arts therapy. По-русски мы называем ее «интермодальной терапией экспрессивными искусствами». Такая терапия использует в одной терапевтической сессии различные виды искусств. Это может быть и рисунок, и движение, и музыка - синтез всех этих видов. Терапевт должен быть очень чувствителен, чтобы понимать, когда перейти от одного вида искусств к другому. Когда можно что-то нарисовать, когда - выразить музыкой или словами. Это расширяет спектр воздействия, позволяя разворачиваться бессознательным процессам. Есть знаки, сигналы, по которым нужно ориентироваться, предлагая клиенту перейти к другой модальности. Поэзия, например, - замечательный инструмент кристаллизации того, что для вас важно. Скажем, мы используем свободное письмо, когда клиент может 10 минут спонтанно писать. А что потом делать с этим материалом? Мы предлагаем клиенту подчеркнуть, допустим, пять слов - и создать из них хайку. Так из материала, полученного в спонтанном письме, мы выделяем важное и кристаллизуем в поэзии.

    Преимущества. Клиент может ходить на сессии экспрессивной терапии искусствами, не умея рисовать, лепить или писать стихи. Есть техники, помогающие снять комплекс неумения и страх перед тем, чтобы выражать себя таким образом. Например, можно рисовать левой рукой. Страхи сразу проходят - левой рукой почти никто рисовать не умеет. Важным преимуществом арт-терапии и интермодальной терапии искусствами я считаю их безопасность. Работа идет на символическом уровне, с образами. Изменяя образ, рисунок, мы изменяем что-то в себе. А понимание придет в нужный момент, торопить который как раз не следует.

    Для кого и как долго. Арт-терапия работает с потерями, травмами, отношениями и их кризисами. Все это можно нарисовать, слепить, из всего можно создать хайку - и трансформировать в процессе творчества. Сессия длится час-полтора, курс терапии - от 5 сессий (краткосрочная терапия) до 2-3 лет.

    Песочная терапия (Sandplay)

    История и суть метода. «Метод возник в середине ХХ века. Его автор - Дора Калфф (Dora Kalff), ученица Карла Густава Юнга, - рассказывает юнгианский аналитик Виктория Андреева.В нынешнем виде песочная терапия - это два деревянных лотка 50 см на 70 см с мокрым и сухим песком и фигурками, которые изображают людей, животных, дома, сказочных персонажей, явления природы. В основе метода - идея юнгианского анализа о восстановлении диалога между сознанием и бессознательным в свободном и защищенном пространстве терапии. Sandplay помогает «собрать собственные части» - то, что мы о себе знаем плохо или не знаем совсем в результате вытеснения и травм. Дора Калфф считает, что sandplay способствует активизации нашей Самости - центра психики, вокруг которого происходит интеграция, ведущая к целостности личности. Кроме того, такая «игра» стимулирует регресс, помогает через игру обратиться к детской части нашего «Я». Именно в ней Юнг видел скрытые ресурсы психики и возможности ее обновления.

    Преимущества. Sandplay - естественный и понятный метод, ведь все мы в детстве играли в песочнице, а потом имели дело с песком на пляжах. Все ассоциации с песком приятны, поэтому метод вызывает меньше сопротивления. Во время создания картин мы их не обсуждаем и не интерпретируем. Нам важно запустить процесс, чтобы картины сменяли друг друга. По окончании работы мы с клиентом можем обсудить серию его картин, фотографии которых я сохраняю после каждой сессии. Если говорить об эффективности, то вот недавний пример. Я закончила работу с мальчиком 10 лет. У него трагически ушел из жизни отец. Мальчик тяжело переживал утрату, постоянно болел, начал замыкаться в себе, перестал разговаривать. На уроках прятался под партой - вел себя как ребенок с аутизмом, хотя у него нет такого диагноза. И на первых сессиях он отводил глаза, не хотел вступать в контакт. Я сказала: «Хорошо, я вижу, что ты не хочешь разговаривать, не буду к тебе приставать. Но мы можем поиграть». И он начал строить картины на песке. Он был рад этой возможности и создавал потрясающие картины. В них был виден мир, где он находился, где была семья до трагедии. Но там он путешествовал, и рядом с ним всегда появлялся отец. Он прошел непростой путь, с помощью фигурок в пространстве песочницы он прощался с отцом, мир живых и мертвых разделились, мой клиент начал возвращаться к обычной жизни. Я была рядом, поддерживала, старалась почувствовать его состояние через картины. Постепенно он начал мне доверять, настал момент, когда он со мной в первый раз заговорил, когда он улыбнулся. Мы работали больше года, и большую роль в этой работе сыграл песок.

    Для кого и как долго. Если нет противопоказаний к терапии вообще, то этот метод можно использовать. Сессия длится 50 минут. Есть краткосрочная терапия, направленная на последствия негативных событий. А есть, например, сложная и длительная работа с неврозами. Кому-то достаточно нескольких месяцев, а кто-то ходит 5 лет. Сказать, что мы меняем бессознательное в этой работе, я бы не решилась. Обычно все-таки оно нас меняет. Но мы приглашаем его к диалогу. Исследуем себя, свои внутренние пространства, узнаем себя лучше. И становимся здоровее психически».

    Танце-двигательная терапия

    История. «Начать нужно с психотерапевта Александра Лоуэна, создателя биоэнергетики. Он утверждал: зажимы в теле образуются с самого детства как реакция на психологические воздействия, - говорит психолог Ирина Хмелевская. - Мама накричала на ребенка: «Не смей плакать!» Он сдерживается, и в горле возникает зажим. Мужчину призывают терпеть, не проявлять чувства, - возникает зажим в области сердца. Поэтому инфаркты у мужчин случаются чаще, чем у женщин.

    Суть метода. Бессознательное в танце проявляется с помощью образов и телесных ощущений. У кого-то преобладают телесные ощущения, когда он танцует, а кто-то танцует визуальные образы. Мы учимся слушать тело, следуем его импульсам. Мы не обязательно должны облекать свои переживания в слова. С помощью танца можно проработать любую эмоцию. Например, расставание. У каждого человека есть опыт расставаний, утраты близких, - и этот опыт живет и в теле тоже. Мы носим в себе эту боль много лет. И о ней трудно рассказать. А работа с телом помогает найти эту боль - и преодолеть ее. Часто мы застреваем на стадии агрессии, обвиняя того, с кем расстались или кого потеряли, обвиняя в несправедливости себя или весь мир. Обычно человек этого не осознает. А танец погружает в эту болезненную ситуацию, и тело рождает злость, агрессию. Клиенты часто признаются, что им хочется в этот момент рвать что-то руками, топать ногами. При этом важна спонтанность.

    На танце-двигательную терапию чаще приходят те, у кого в голове сидит заученный набор движений. Постепенно они раскрываются, начинают совершать движения, о которых давно забыли. Под влиянием психологических причин - страданий, депрессии, стресса - многие сутулятся, опускают плечи и голову, буквально сгибаются под тяжестью проблем, а на терапии мы даем расслабление всему телу. Работа идет в группе, и это важная часть терапии. У нас есть, например, упражнение, когда участники объединяются в пары и каждый танцует для партнера. Внимание другого человека - серьезный фактор, который меняет танец, движения. А в конце у нас есть танец благодарности. Мы не говорим ни слова, мы выражаем благодарность другим участникам группы глазами, жестами, движением. И вот во время этого танца плачут почти всегда! После танцев мы обсуждаем то, что все пережили и почувствовали. Проговорить -обязательное условие танце-двигательной терапии. Но главный терапевтический эффект дают не слова, а именно движения.

    Для кого и как долго. Обычный курс составляет 8-10 встреч раз в неделю. Одно занятие длится 3-4 часа. Возраст абсолютно неважен, иногда девушки приходят танцевать с грудными детьми, была даже отдельная группа для них. И конечно, это полезно пожилым людям. Они всегда уходят в хорошем настроении. Мужчин на группах, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. Хотя эффективность метода для мужчин и женщин одинакова».

    Источник: Psychologies №10 2016

    Алексей Будза — Арт-терапия. Йога внутреннего художника

    Практическое руководство по новому методу из арсенала арт-терапии (медитативному рисованию) - современному направлению в психотерапии, информационной медицине и биоэнергетическом целительстве....

    Клаудио Наранхо — Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма

    Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших,...

    Карл Роджерс — Клиенто-центрированная терапия

    В книге изложена теория личности К. Роджерса как основание разработанного им психотерапевтического подхода - клиенто-центрированной терапии. Прикладные аспекты данного метода представлены в главах, написанных сподвижниками К....

    Александров А. А. — Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений

    В учебном пособии рассматривается краткосрочная модель патогенетической психотерапии, сочетающая каузальный и феноменологический подходы – «аналитико-катартическая терапия Александрова» (АКТА). Модель разработана автором на...

    Линда Берг-Кросс — Терапия супружеских пар

    Перед вами совершенно особенная книга. Доктор Берг-Кросс провела огромную исследовательскую работу и изложила ее в доступной, но не упрощенной форме. Кроме того, в книге содержатся примеры терапевтических диалогов, инструкции для...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Ноябрь 2020 (13)
Октябрь 2020 (4)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (4)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Тихомиров О. К. — Психология мышления

Сегодня: среда 25 ноября 2020

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020