Пет-терапия: как животные нас лечат

    Раздел: Статьи Дата публикации: 12-11-2016, 16:22 Ошибка?
    Пет-терапия: как животные нас лечат
    Пет-терапия (от английского pet - домашнее животное, питомец), зоотерапия, анима-лотерапия - разные названия метода, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных. С каждым годом он становится все популярней. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе.

    Джонни и Джингл: рождение метода

    Впервые собаки-терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк. Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов. Но как метод пет-терапия сложилась только во второй половине XX века. Идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson). Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт. Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии. Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех. Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау-чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов»-животных...

    Что это такое?

    Любой владелец домашнего питомца знает, как благотворно тот влияет на психологическое (а иногда и физическое) состояние хозяина. В некотором смысле все мы, хозяева животных, подвергаемся их воздействию. Такую спонтанную анималотерапию называют ненаправленной. Однако о терапии в полном смысле мы говорим, когда ее проводит профессионал по разработанным программам с участием специально отобранных животных - кошек, кроликов, лам, лошадей, дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных-терапевтов принадлежит собакам. Терапия с их участием называется канистерапией.

    «Она находится на стыке реабитологии, психологии и педагогики, - объясняет канистерапевт Ника Могилевская. - Например, ребенку после операции нужна лечебная физкультура, а он отказывается. В компании с собакой-терапевтом он будет заниматься с удовольствием». Канистерапевты приезжают в школы и библиотеки, чтобы помочь детям научиться читать: ребенок охотно читает вслух собаке, которая его терпеливо "слушает", "не замечает" ошибок и никак не оценивает. Спектр показаний для канистерапии очень широк. Это люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно-мышечными и психическими заболеваниями. Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов.

    В чем их сила?

    Когда речь идет о психологии или психиатрии, зоотерапия выступает как вспомогательный метод: специалист использует животных как дополнительный инструмент в работе. Почему эти помощники эффективны? «В аналитической психологии архетип собаки воплощает мужское начало, преданное служение, забвение собственных интересов ради чужих, чувство долга, -объясняет Ника Могилевская. - В нашей генетической памяти она ассоциируется с доверием, защитой, заботой». Она рассказывает об исследовании, в котором детям от года до полутора показывали симпатичных животных и различные предметы. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака. «Собака принимает нас такими, какие мы есть, не оценивая, - продолжает аналитический психолог Галина Черкасова, организатор программы обучения пет-терапии для психологов. -Этот искренний контакт помогает нам восстановить связь с собой, получить доступ к своим ресурсам, к источнику силы внутри себя».

    Как их выбирают?

    «Терапевтами могут стать только собаки определенного психотипа, - рассказывает Ника Могилевская. - Они устойчивы к внешним раздражителям, спокойно реагируют на большое количество людей (ведь они работают и в группах), на резкие движения и звуки, умеют быстро выходить из стресса (например, если их что-то напугало). Наконец, они любят людей». В процессе терапии собака тоже испытывает переживания и устает, и после сессии или группового занятия ей требуется реабилитация.

    Собаку подбирают под конкретного клиента. «Например, для детей с ДЦП мы берем флегматичную собаку, на которую можно поставить ногу, полежать на ней. Если ребенок боится собак - выбираем маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивные дети не обратят внимания на смирное животное, им подходят веселые, игривые, с которыми они могут попрыгать, выпустить энергию». Взрослые клиенты воспринимают большую собаку как компаньона, друга. Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке. А маленькие собаки, которых так и тянет потискать, подходят женщинам, которые не реализовали свое материнство.

    Как они работают?

    Когда на терапию приходит ребенок, на сеансе могут работать двое взрослых -психолог и хозяин собаки, канистерапевт. (Есть и психологи, работающие со своей собакой.) Со взрослым клиентом психолог работает один: здесь третий будет лишним. «Нередкая ситуация: клиент приходит с одним запросом, а истинный запрос у него другой, - добавляет Ника Могилевская. - И присутствие собаки помогает ему это увидеть. Описан случай, когда клиентка обратилась с проблемой, связанной с работой. В какой-то момент шпиц, находившийся в кабинете, подбежал к зеркалу и стал на него лаять. Увидев эту сцену, клиентка поняла, как много у нее внутри агрессии, которую она не может высказать. Пес как будто сделал это за нее». «Сложность для психолога в том, что ему нужно уметь направить внимание как на клиента, так и на собаку, он должен разбираться в ее психологии и уметь расшифровывать ее поведение», - говорит Галина Черкасова. Собака, по существу, выступает как посредник между клиентом и психологом. «Клиенту она помогает расслабиться, получить поддержку и открыться, психологу дает важную информацию о клиенте, - продолжает эксперт. - Например, если она вдруг начнет скулить, тявкать или метаться, для нас это может быть знаком, что клиент испытывает тяжелые переживания». Собака позволяет психологу, минуя рациональные, часто ложные, рассуждения, сразу идти в глубь проблемы.

    Другие виды зоотерапии

    Инпотерапия
    Метод реабилитации с помощью лошадей рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

    Фелинотерапия
    Кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. «Отец» фелинотерапии, ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше (Jean-Yves Gauchet) утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» серотонина. Однако фелинотерапия не получила широкого распространения: кошки - домоседы и на новом месте, например в психологическом центре, могут повести себя непредсказуемо.

    Дельфинотерапия
    Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.

    Источник: Psychologies №11 2016

    Серов Н. В. — Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. Информация - цвет - интеллект

    В книге изложены основные результаты, достигнутые к началу XXI века наукой о цвете в медицине, информатике и психологии. Так как свет и цвет являются мощными стимулами жизнедеятельности человека, то приведены свойства цветов,...

    Хломов Д. Н. — Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте

    Сборник посвящен теме использования Арт-терапевтических, выразительных и творческих средств в терапии. Давно известно, что гештальт-терапевты - творческие люди и часто используют эти методы, но увы редко пишут о них... Здесь мы...

    Карл Роджерс — Клиенто-центрированная терапия

    В книге изложена теория личности К. Роджерса как основание разработанного им психотерапевтического подхода - клиенто-центрированной терапии. Прикладные аспекты данного метода представлены в главах, написанных сподвижниками К....

    Фил Джойс, Шарлотта Силлс — Гештальт-терапия шаг за шагом

    И начинающим, и уже имеющим опыт работы терапевтам часто не хватает специальных знаний. Они не понимают, как действовать в той или иной специфической ситуации. Порой им кажется, что они зашли в тупик (что случается с каждым)....

    Эффект плацебо

    Эффект плацебо был установлен медиками. Он основывается на целенаправленном или неосознанном внушении врачом или экспериментатором, что определенный фактор (препарат, способ действий) должен привести к желаемому результату. Вера...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Апрель 2021 (3)
Март 2021 (6)
Февраль 2021 (20)
Январь 2021 (6)
Декабрь 2020 (4)
Ноябрь 2020 (13)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Руткевич А. М. — От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа

Сегодня: воскресенье 09 мая 2021
С днем Победы!

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2021