PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Берт Хеллингер - создатель метода системно-семейных расстановок

    Раздел: Психологи Дата публикации: 4-12-2017, 17:58
    Берт Хеллингер - создатель метода системно-семейных расстановок
    Полное имя: Берт Хеллингер
    Имя на английском: Bert Hellinger
    Дата рождения: 16 декабря 1925
    Место рождения: Лаймен (Баден), Германия
    Страна: Германия
    Научная сфера: психотерапия
    Известен как: создатель метода системно-семейных расстановок
    Берт (Антуан) Хеллингер — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки».

    Биографический очерк

    Хеллингер родился в католической семье в Германии в 1925 году. «Особая форма католицизма родителей Хеллингера дала всей семье иммунитет против веры в искаженные понятия национал-социализма». В возрасте десяти лет он перешел в католический интернат при монастыре. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать Хеллингера, когда он был подростком. В результате его классифицировали как «подозреваемого врага народа». В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию. Его старший брат Роберт Хеллингер был убит на фронте. Хеллингер вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Вюрцбургском университете. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. Там он продолжал своё обучение в Университете Питермарицбурга и Университете Южной Африки, где стал бакалавром гуманитарных наук и получил диплом, дающий право на преподавание в школе.

    В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

    Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.

    Начало его интереса к феноменологии привело к сложению сана. Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».

    После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил своё обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа.

    В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием Zweierlei Gluck («Два рода счастья»). Он надеялся продать две тысячи копий среди немецких психотерапевтов, заинтересованных в альтернативных подходах. На удивление, книгу приняли с энтузиазмом и она стала национальным бестселлером. Было продано двести тысяч экземпляров. В течение последующих 15 лет он стал автором 64 книг, некоторые переведены и изданы на русском языке.

    Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

    Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера (Hellinger Schule), где проводит обучение «новым» семейным расстановкам.

    Метод системной расстановки

    Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нём два базовых положения:

    1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

    2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

    Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники — заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств — только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьёзной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация — полем (знающим полем или морфическим полем — термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная малодоказанность феномена «заместительского восприятия» и недостаточный опыт исследований «поля» в психологии является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе. В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

    Основные законы Бертом Хеллингером сформулированы так:

    1. Закон Порядка (противоположность Хаосу). В каждой системе есть свой порядок, старшинство. Этот порядок динамичен в зависимости от вклада элемента в систему. Целое же может восприниматься как Хаос. Энергия любви в семейной системе течет от предков к потомкам, от старших членов системы к младшим.

    2. Закон Принадлежности (противоположность Исключению). Каждый элемент системы имеет право на принадлежность ей. Исключенное (человек, чувства, явления и т.д.), как правило требует признания и включения в систему. Это отражает Единство и Многообразие.

    3. Закон Баланса, баланс «давать и брать». Все живое находится в обмене (чем-либо, например, энергией, материальными и нематериальными ресурсами, чувствами и т.д.). Нарушение баланса в определенной системе в определенное время ведет к возникновению проблем. Восстановление баланса в системе успокаивает систему, восстанавливает порядок.

    4. Закон развития и сохранения (безопасности). Каждая система одновременно находится в развитии и состоянии сохранения самой себя, балансируя в зависимости от ситуации. В условии угрозы система жертвует развитием в целях сохранения самой системы. При благоприятных условиях система или ее элементы могут развиваться. Конфликт действия разнонаправленных сил в семейной системе разрешается установлением приоритетов в целях и задачах и признанием порядка для данного места, данного времени, конкретной ситуации, для конкретных элементов системы и самой системы в целом.

    Для достижения терапевтического эффекта используются «разрешающие фразы». Фразы, направленные на решение проблем в системе и восстановление порядка и баланса.

    Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия — такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Всё шире метод семейной расстановки применяется для принятия бизнес-решений и организационных решений («организационные расстановки» или «бизнес-расстановки»). В стратегическом бизнес-консультировании используется компанией McKinsey.

    Критика метода и конфликты

    Представители различных направлений психотерапевтического сообщества подвергают критике методы Берта Хеллингера, обвиняя его последователей в непрофессионализме и неумении справляться с проблемами депрессивных пациентов и пациентов с психическими расстройствами. В частности критикуются авторитарные высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).

    Репутация в психотерапевтическом сообществе в Германии

    Немецкий психотерапевт Вернер Хаас (Германского общества семейной терапии) называет методики Берта Хеллингера «мало вразумительными и этически неприемлемыми», в своей книге он пишет: «Магические ритуалы заменили у него терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия».

    Отношение к агрессорам и их жертвам

    Отношение к агрессорам и жертвам Берт Хеллингер рассматривает с системной точки зрения. И те и другие принадлежат одной системе. В семейную систему Берт Хеллингер включает: родителей, детей, включая абортированных или рано умерших, братьев и сестер, бабушек и дедушек нескольких поколений, первых и последующих партнеров, а также любых значимых людей, которые внесли существенный вклад в данную семью. Например, врач, спасший жизнь или солдат, убивший члена семьи, руководитель, отобравший средства к существованию и т.д. Восстановление баланса или порядка в системе требует уважения, признания, любви. Одним из примеров может служить его отношение к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования отношений в семье. Именно взгляд на проблему, включение всех действующих лиц в ситуацию помогает её решить. Поэтому Хеллингер настаивает, что привлечение виновного в инцесте или другом преступлении к ответственности может вредить, а не помогать жертве справиться с последствиями, следовательно, принятие этого человека (включение его в систему, а не исключение из нее), совершившего преступление, есть путь к разрешению и пониманию проблемы. То, что мы пытаемся удалить из своей истории, будет повторяться в поколениях. Поэтому в понимании Берта Хелленгера принятие проблемы есть путь к её решению.

    Прочие практические взгляды

    Жертвы рака молочной железы могут тайно хотеть умереть в связи с бессознательной (у женщины) «войны с матерью». Эти и другие взгляды Б. Хеллингера основаны на позиции первичных влечений, описанных еще З. Фрейдом в работе «Я и Оно», где исследуется борьба между влечением к жизни и влечением к смерти (эрос и танатос). Заслуга Берта Хеллингера в том, что он первым обратил внимание на такие явления как «переплетение» и «замещение», а также движения души, описываемые им как «движение за кем-то в смерть» или «движение вместо кого-то в смерть». Эти и другие наблюдения, особенно в работе с клиентами, пережившими Вторую мировую войну внесли большой вклад в развитие психотерапии.

    Конфликт с последователями

    В 2003 году Немецкое общество системных и семейных терапевтов (DGSF) опубликовало Заявление на тему расстановок Хеллингера, в котором, признавая теоретическую полезность метода, высказывались опасения относительно безопасности метода для клиентов. Также общество призвало соблюдать условия, которые, по его мнению, смогут минимизировать опасность от расстановок.

    В мае 2004 последователь Хеллингера, его близкий друг Арист фон Шлиппе опубликовал открытое письмо, в котором говорил о своём несогласии со взглядами Хеллингера на психотерапию. Два месяца спустя была написана Потсдамская декларация о системных расстановках («Potsdamer Erklarung der Systemischen Gesellschaft zur systemischen Aufstellungsarbeit»), призывающая к развитию метода, но не в нынешней его форме. Декларацию подписали почти 200 терапевтов, в том числе многие бывшие хеллингер-терапевты.

    2005—2007 годы стали годами серьёзных мировоззренческих разногласий между Бертом Хеллингером и группой его теперь уже бывших последователей и коллег. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кёльн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.
    1996 - Ordnungen der Liebe / Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий
    1996 - Mit Gabriele ten Hovel: Anerkennen, was ist. Gesprache uber Verstrickung und Heilung
    1998 - Die Mitte Fuehlt Sich Leicht an / И в середине тебе станет легко
    2001 - Die Quelle braucht nicht nach dem Weg zu fragen / Источнику не нужно спрашивать пути
    2001 - Mit der Seele gehen
    2003 - Ordnungen des Helfens. Ein Schulungsbuch / Порядки помощи
    2003 - Gedanken unterwegs
    2004 - Gottesgedanken. Ihre Wurzeln und ihre Wirkung / Богомысли. Их корни и их воздействие
    2004 - Rachel weint um ihre Kinder. Familien-Stellen mit Uberlebenden des Holocaust in Israel. Vorwort: Haim Dasberg
    2005 - Wahrheit in Bewegung
    2005 - Mit Gabriele ten Hovel: Ein langer Weg. Gesprache uber Schicksal, Versohnung und Gluck
    2005 - Dergrobekonflikt / Большой конфликт
    2005 - Einlangerweg. Gesprache uber Schicksal Versohnung und Gluck / Долгий путь. Беседы о судьбе, примирении и счастье
    2008 - Gluck, Das Bleibtwie Beziehungen Gelingen / Счастье, которое остается

    Берт Хеллингер — Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки

    «Счастье - это не что-то мимолетное, что приходит и уходит, - говорит Берт Хеллингер, - есть и такое счастье, которое остается с нами». Но длительное счастье во многом зависит от нашей связи с корнями, ему часто препятствуют...

    Берт Хеллингер — Большой конфликт

    В народе говорят, что с чистой совестью спится спокойно. Как бы не так, утверждает Берт Хеллингер. С чистой совестью немцы убивали евреев, а европейцы поработили Африку. Анализируя "большие конфликты", Берт Хеллингер показывает,...

    Берт Хеллингер — Источнику не нужно спрашивать пути

    Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?...

    Берт Хеллингер, Габриэле тен Хёвель — Долгий путь. Беседы о судьбе, примирении и счастье

    Спустя почти десять лет после выхода бестселлера «Признать то, что есть» («Anerkennen, was ist») Берт Хеллингер и Габриэла тен Хёвель снова встретились для беседы. Берт Хеллингер впервые подробно говорит о своей жизни. Он...

    Берт Хеллингер — Порядки помощи

    Умение оказывать помощь - это искусство. Как и любое другое искусство, оно требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому оказывает помощь, и...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Леонтьев А. А. — Язык и разум человека

Сегодня: понедельник 18 декабря 2017

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2017