Макс Вертгеймер - основатель гештальт-психологии

    Раздел: Психологи Дата публикации: 30-08-2015, 21:42 Ошибка?
    Макс Вертгеймер - основатель гештальт-психологии
    Полное имя: Макс Вертгеймер
    Имя на английском: Max Wertheimer
    Дата рождения: 15 апреля 1880
    Место рождения: Прага, Богемия, Австро-Венгрия
    Дата смерти: 12 октября 1943 (63 года)
    Место смерти: Нью-Йорк, США
    Страна: Австро-Венгрия, Веймарская республика, США
    Научная сфера: психология
    Известен как: основатель гештальт-психологии
    Макс Вертгеймер — немецкий и американский психолог, основатель гештальт-психологии. Профессор университета во Франкфурте-на-Майне (с 1929), а после эмиграции - в Нью-Йорке (с 1933) в школе социальных исследований. В 1921 совместно с немецкими психологами К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал «Psychologische Forschungen», где публиковались работы гештальтпсихологов.

    Биографический очерк
    Макс Вертгеймер родился 15 апреля 1880 г. в Праге. Его отец был директором бизнес-колледжа, мать хорошо разбиралась в искусстве. Вертгеймер получил образование в частных школах Праги, а затем поступил в Карловский университет. После его окончания Вертгеймер уехал в Германию, где изучал философию и психологию под руководством Карла Штумпфа. Особую роль для него сыграла работа в лаборатории О. Кюльпе, т.к. именно в ней было получено много наиболее интересных экспериментальных данных в области мышления человека.

    В 1904 г. он получил степень доктора философии. Темой его диссертации было детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.

    Последующие несколько лет Вертгеймер занимался различными проблемами психологии: продолжал разработку контроля свидетельских показаний, а также изучал пациентов, страдающих афазией (нарушением речи). С 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления, а позже - над созданием концепции решения задач и творческой мысли.

    В 1923 г. он женился на своей студентке Анне Каро. В 1929 г. Вертгеймер уехал из Берлина во Франкфурт, где работал на кафедре философии и психологии Франкфуртского университета. В начале 1933 г. политическая ситуация в Германии сильно усложнилась, Вертгеймер уехал в Чехословакию, а в сентябре того же года - в Соединенные Штаты Америки, где он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

    Единственное относительно полное изложение его теории — книга «Продуктивное мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати.

    Основные положения теории Макса Вертгеймера
    Первые работы Вертгеймера посвящены зкперимептапьному исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале раздражители воспринимались как появившиеся одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, т.е. им казалось, что один объект перемещается между двумя точками, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, т.е. осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом.

    Специальный термин был введен для того, чтобы подчеркнуть уникальность данного явления, его несводимость к сумме ощущений, так как физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал «короткое замыкание», которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье «Экперимен-тальные исследования видимого движения», опубликованной в 1912 г.

    Макс Вертгеймер выделил несколько методов определения подлинности свидетельских показаний.

    1. Метод ассоциаций: на каждое предъявляемое слово испытуемый реагирует любым другим, приходящим ему в голову.
    2. Метод репродукции. Испытуемому предлагается текст для запоминания, который содержит некоторые элементы, сходные с содержанием скрываемого, другие - похожие на него, а также элементы, не имеющие никакого отношения к скрываемому содержанию. По истечении некоторого времени при воспроизведении текста могут наблюдаться ошибки.

    Следующие три метода не разрабатывались Вертгеймером столь же подробно. Это метод ассоциативных вопросов, метод восприятия и метод отвлечения внимания.

    Основой теории Вертгеймера является гештальт - ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом и с единым целым, где каждая часть или подчасть имеет собственное место, роль и функцию, отводимые для нее природой целого. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.

    На основе этой теории Вертгеймер разрабатывал концепцию процесса научения. По его мнению, природа происходящих при этом процессов и событий не может быть понята при помощи ассоциативных связей. В основе истинного научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру - инсайт. Как объяснял ученый, процесс научения состоит в переходе от состояния, когда что-то представляется совершенно бессмысленным, к ситуации, когда нечто ранее бессмысленное становится ясным, доступным пониманию. Если научение состоялось, то перенос его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо, не составляет никакого труда. Таким образом, чтобы проверить, действительно ли научение состоялось, необходимо убедиться, можно ли обобщить изученное и перенести его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо.

    Вертгеймер особое внимание уделял проблеме анализа и синтеза, причем первому придавалось большее значение. По его мнению, анализ должен идти не снизу вверх, а сверху вниз, т.е. от целого к части, поскольку лишь изучение первичного целого может дать представление и определение его частей. Вертгеймер считал, что нужно начинать анализ с уровня целого, затем переходя к его элементам, а не пытаться подняться до уровня гештальта, начиная с его составных частей.
    1912 - Experimental Studies on Motion Vision
    1922 - Investigations in Gestalt theory: I. The General Theoretical Situation
    1923 - Investigations in Gestalt Theory: II. Laws of Organization in Perceptual Forms
    1945 - Productive Thinking / Продуктивное мышление

    Жан-Мари Робин — Быть в присутствии Другого. Этюды по психотерапии

    Жан-Мари Робин - клинический психолог, гештальт-терапевт, один из создателей Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. В разное время был президентом ЕАГТ, директором Французского Гештальт Института, редактором и издателем...

    Ролло Мэй - американский экзистенциальный психолог

    Ролло Рис Мэй — известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии. В своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свобода,...

    Макс Люшер

    Макс Люшер — швейцарский психолог и разработчик цветового Теста Люшера....

    Курт Коффка - один из основателей гештальт-психологии

    Курт Коффка — немецко-американский психолог. Вместе с Максом Вертгеймером и Вольфгангом Кёлером считается одним из основателей гештальт-психологии. В то же время был близок к советским исследователям круга Выготского, с которыми...

    Джеймс Хиллман - основоположник архетипической психологии

    Джеймс Хиллман — американский психолог. Учился и затем руководил исследованиями Института К. Г. Юнга в Цюрихе, основал движение архетипической психологии и ушел в частную практику, писал и путешествовал, работал частным...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Июнь 2020 (4)
Май 2020 (5)
Апрель 2020 (5)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Эльконин Д. Б. — Психология игры

Сегодня: пятница 02 октября 2020
118-я годовщина со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020