Якоб Леви Морено и его психодрама

    Раздел: Психологи Дата публикации: 18-09-2015, 10:50 Ошибка?
    Якоб Леви Морено и его психодрама
    Полное имя: Якоб Леви Морено
    Имя на английском: Jacob Levy Moreno
    Дата рождения: 18 мая 1889 или 20 мая 1892
    Место рождения: Бухарест, Королевство Румыния
    Дата смерти: 14 мая 1974
    Место смерти: Нью-Йорк, США
    Страна: Румыния, США, Австрия
    Научная сфера: психотерапия, психология, психоанализ, психиатрия, социология
    Известен как: основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии
    Джекоб (Якоб) Леви Морено — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

    Биографический очерк
    Морено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей «Автобиографии» так описывал историю своего рождения:

    Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Чёрному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределённости берёт начало неопределённость моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.

    Большинство последователей Якоба Леви Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то Морено родился 18 мая 1889 года в Бухаресте (Королевство Румыния) в семье сефардских евреев из Оттоманской империи.

    Отец Морено, Морено Ниссим Леви из Плевны (также Морену Нисим Леви, 1856—1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в Плевну из Константинополя.

    В 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в США, Якоб Морено Леви возьмёт имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»). Мать Морено, Паулина Янку Вольф (1873—1933), происходила из Калараша. Морено был старшим из шести братьев и сестер. Разговорным языком в семье был ладино.

    Как и рождение Морено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме. Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы — моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов».

    В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-летний Якоб Леви остаётся в Вене, и больше никогда не живёт вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:

    Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира — моё имущество, и, напротив, всё что есть у меня, принадлежит всему миру.

    Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества». Это высказывание Морено часто воспринимают как броскую фразу. В действительности же это — фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы.

    В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана ещё одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:

    «Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся…

    В ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.

    Психодрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. Её созданию в немалой степени способствовал растущий интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько «стихийных психодрам», он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке.

    Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Совместно с врачом В. Грюеном и журналистом К. Кальбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю для обсуждения сложностей, возникающих в их жизни. Вот выводы, которые сделал Морено в итоге этой работы:

    Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2) у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше; групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4) проблема автономности и безымянности… В групповой терапии существует тенденция к безымянности её членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.

    В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.

    Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды. В 1914-15 годах тремя книжками издаётся сборник «Приглашение к встрече», в общих чертах отражающий философию Морено.

    В 1917 окончил Венский университет, получил диплом врача. С 1918 года начинает выходить журнал «Daimon», редактором, а затем и совладельцем которого стал Морено. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году обнародовал в этом журнале свою работу «Слова Отца», являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества.

    В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, ещё не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом. Первый опыт связан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. Морено со своей подругой, Марианной Лорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со «случаем Барбары» (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенёром. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъярённого сутенера, пока не была им «убита». Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, преданных жён, озлобленных любовниц. Постепенно менялось её поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.

    Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроём в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.

    В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.

    В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.

    В 1924 году выходит книга Морено, названная автором «Театр спонтанности». В ней Морено выделяет 4 типа театра: театр конфликта (аксиодрама); непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображения; терапевтический театр, в котором люди играют самих себя; театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.

    Разнообразие интересов Морено подчёркивает тот факт, что в это же время он, совместно с братом своей возлюбленной, работает над проектом звукозаписывающего устройства, названного ими «Радиофильм». Это устройство явилось прообразом магнитофона — принцип магнитной записи позволял стирать в вновь записывать голос. Патент на «Радиофильм» был получен в Австрии и позже продан в Штатах.

    В 1925 году, под давлением обстоятельств, перед Морено встаёт вопрос об эмиграции из Австрии. Морено рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. Морено выбрал первый вариант.

    Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями Морено, он обустраивается в новой для него стране. Заключив в 1928 году фиктивный брак с Бетрис Бичер, Морено получает американское гражданство.

    1931 год — очень насыщенный год в жизни Морено. 5 апреля в театре «Гильдия» состоялось официальное открытие «Театра импровизации».
    В это же время ему поручают провести исследование в тюрьме Синг-Синг. Использовав в качестве основного метода социометрию, Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключённых, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. На этом заседании впервые в истории психиатрии Морено употребляет термин «групповая психотерапия».

    После доклада Морено приглашён провести исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек, располагающейся в городе Хадсон. В 1932 году Морено приступает к работе. Хадсоновский (его иногда ошибочно называют «гудзоновским») проект Морено длился два года и позволил осуществить основные идеи Морено: в Хадсоне использовалась социометрия, психодрама, социодрама и групповая психотерапия.

    В 1934 Морено публикует основополагающую монографию «Кто выживет?», ставшую «Библией» социометрии (на русский язык ещё не переведена).
    Морено был не только творцом, но и популяризатором своих идей. Ещё в 1931 году он основывает журнал «Impromptu», посвящённый спонтанному театру, однако вышло всего 2 номера журнала. С 1937 года Морено начинает издавать журнал «Социометрия: журнал межличностных отношений», в котором публиковались такие известные учёные, как Маргарет Мид и Гордон Олпорт.

    В 1936 году в г. Биконе Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл», которая становится одновременно лабораторией и учебным центром. Здесь собирались друзья и единомышленники, отсюда психодрама начала распространяться по всему миру.

    В 1941 году в государственном учреждении — госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме. Со временем психодраматическая сцена становится частью психиатрических отделений многих госпиталей и психологических факультетов факультета. Так, в 1949 году, усилиями Генри Мюррея, театр психодрамы появляется при Гарвардском Университете. В 1942 году Морено создаёт в Нью-Йорке Институт социометрии и Театр психодрамы. В том же году Морено вместе со своей будущей женой Зеркой основывает Общество психодрамы и групповой психотерапии, которое издаёт журнал «Социатрия», а с 1947 года — «Социатрия, журнал групповой и межгрупповой терапии» (ныне — «Журнал групповой психотерапии, психодрамы и социометрии»). Кроме того, с 1943 года Общество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучения психодраме. Формальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов.В 1946 году Морено выпускает книгу «Психодрама. Том 1».

    С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем — Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создаёт Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

    В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» была переведена на русский язык (в 2001 заново переведена). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

    Последним монументальным трудом Морено стала его автобиография, над которой он начал работать в 1971 году.

    В 1974 году Морено перенёс серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приёма пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: «Здесь лежит человек, который принёс в психотерапию шутку и смех».

    Психодрама
    Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

    Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

    Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.

    Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

    Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

    Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

    Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

    Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.

    Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.

    Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

    В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностостной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.

    Теория и практика психодрамы оказали огромное влияние на многие другие виды групповой психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.
    Публикации на русском:

    Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
    Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова, под научной редакцией Золотовицкого Романа Александровича (инициатора издания), — Москва: Академический Проект, 2001, ISBN 5-8291-0110-6
    Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

    Рене Марино — История Доктора. Джей Л. Морено - создатель психодрамы, социометрии

    В каждой профессии есть легендарные личности, биографии которых так густо опутаны мифами, что за ними часто бывает трудно разглядеть фактические события жизни. Джейкоб Леви Морено и сам немало способствовал созданию мифов и...

    Грете Лейтц — Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено

    Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено" впервые предоставляет возможность читателям России познакомиться с фундаментальным изложением психодраматического...

    Свядощ А. М. — Неврозы и их лечение

    Второе издание существенно переработано и дополнено. Заново написаны разделы об этиологии и патогенезе неврозов (к трактовке этиологии к патогенеза привлечены концепции информации, вероятностного прогнозирования и др.), клинике...

    Владимир Леви — Доктор Мозг. Записки бредпринимателя. Избранные рецепты осмысленной жизни.

    «Доктор Мозг. Записки бредпринимателя. Избранные рецепты осмысленной жизни» – новое повествование о природе человека, о таинствах тела и души. О том, как мы чувствуем и мыслим. О разуме больном и здоровом. О судьбах и характерах...

    Эллинор Барц — Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму

    Психодрама и юнгианская аналитическая психология — это бесспорная классика, тот редкий случай, когда психотерапия и психология стали частью мирового культурного процесса. Книга прямо адресована читателю широких гуманитарных...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Август 2020 (1)
Июль 2020 (2)
Июнь 2020 (4)
Май 2020 (5)
Апрель 2020 (5)
Февраль 2020 (2)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Пол Шили — Фоточтение

Сегодня: четверг 06 августа 2020

«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020