Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому

    Раздел: Тесты Дата публикации: 5-03-2017, 17:07 Ошибка?
    Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому
    Эннеаграмма (от греч. девять), представляющая собой девятиконечную звезду, — издревле символ направленностей психического развития, возможностей эволюции человечества. Георгий Гурджиев к 1915 году выявил психологические типы, соответствующие девяти ипостасям эннеаграммы, обосновал метод их исследования совместно с математиком Петром Успенским. В настоящее время метод психологической эннеаграммы используют в США специалисты рекрутинговых агентств. Принцип метода прост: скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты.

    Метод выявления в эннеаграмме преобладающего типа личности основан на концепции базового страха, истоки которого кроются в детском возрасте. Не переработанный сознанием зрелой личности, не изжитый взрослым человеком бессознательный страх постоянно требует совершения определенных деяний и поступков, чтобы устранить тревогу. Идолу страха человек приносит жертвоприношения и, вместе с тем, благодаря этой мотивации он развивает себя в определенном направлении жизненного пути. Следовательно, о таком развитии можно говорить как об особом невротическом варианте, а именно: латентном (скрытом) страхе, глубинном психическом дискомфорте, который постоянно компенсируется адекватной социальной внешней активностью.

    Инструкция

    Посмотрите список из девяти слов и ответьте на вопрос, что Вы боитесь больше всего? В случае сомнений и отсутствия однозначного уверенного выбора отметьте три наиболее значимых для Вас страха и расставьте их в порядке убывания от первого к третьему.

    Список страхов:

    1. Несовершенство.
    2. Одиночество.
    3. Неудача.
    4. Заурядность.
    5. Бесцеремонность.
    6. Предательство.
    7. Бездействие.
    8. Слабость.
    9. Конфликт.

    Описание психологического типа

    1. Страх несовершенства — психологический тип «Перфекционист / моралист / организатор».

    Основное качество: стремление к совершенству.
    Основная мотивация: ожидание высокой оценки за высокое качество деятельности.
    Положительная тенденция: обязательность, высокие идеалы.
    Отрицательная тенденция: гнев.
    Защитные механизмы: контроль гневливости.
    Главные трудности: чрезмерная требовательность к себе и окружающим.

    В детстве не хватало одобрения, ребенок страдал от критики, насмешек значимых людей (родителей, родных, сверстников, учителей). В результате сформировались комплекс неполноценности и стремление к самосовершенствованию. Развивал волю, интеллект, преодолевая трудные ситуации, глубоко переживая неудачи, страдая, но скрытно, сохраняя лицо гордеца. В этой связи нарастал высокий локус внутреннего контроля, поэтому в любой ситуации винит, прежде всего, себя. Однако все достижения нужны перфекционисту, чтобы заслужить отличную оценку в глазах значимых людей. Привычка к самоанализу, в котором самое главное — быть честным перед собой, побуждает его быть честным со всеми, педантично исполнять свой долг. Тренинг воли побочно взрастил качества дисциплинированности и пунктуальности. Страх унижения — превыше всех страхов и наказаний. Когда перфекционисту не хватает славы, он деятелен. Когда он ее получает, то переоценивает себя.

    2. Страх одиночества — психологический тип «Помощник / альтруист / особый друг».

    Основное качество: любовь.
    Основная мотивация: ожидание душевной благодарности за заботу.
    Положительная тенденция: смирение.
    Отрицательная тенденция: гордыня, навязчивость.
    Защитные механизмы: подавление эгоизма.
    Главные трудности: невнимание к собственным нуждам, нераскрытая индивидуальность, неразвитые в профессии способности.

    Гармоничные отношения родителей, их взаимная любовь, уважение друг к другу передаются ребенку на всю последующую жизнь как пример истинных отношений между людьми. Ребенку, вместе с тем, хотелось бы купаться в этой родительской любви, войти в их союз третьим равноправным партнером. Он испытывал с их стороны недостаток внимания, понимания, заботы. В этом смысле он ощущал одиночество, обострялась его интуиция, эмпатия. Как правило, помощь в домашних делах и уходе за младшими братьями, сестрами возлагалась на него. Забота о других стала привычкой и способом избежать одиночества, которое для этого человека непереносимо, так же, как и отсутствие любви в его жизни.

    3. Страх неудачи — психологический тип «Достигатель / образец для подражания / мотиватор».

    Основное качество: целеустремленность.
    Основная мотивация: ожидание вознаграждения за труд.
    Положительная тенденция: максимальное развитие профессиональных способностей.
    Отрицательная тенденция: для достижения целей все средства хороши.
    Защитные механизмы: цинизм.
    Главные трудности: зависть, неспособность полностью расслабиться.

    В детстве наиболее мощное воздействие на мотивацию имел фактор т.н. отцовской любви, когда хвалят, поощряют, награждают только за личные заслуги. С тех пор человек считает неудачниками всех, кто не преуспел в жизни, а себя отождествляет только с тем, что он делает и чего добился своим трудом. Активность, целеустремленность, организаторские способности и предусмотрительность, планирование будущего — качества, развитые в этом направлении. Отсутствие успеха в делах — кошмар, разорение — крах жизни.

    4. Страх заурядности — психологический тип «Индивидуалист / романтик / эстет».

    Основное качество: воображение.
    Основная мотивация: ожидание восхищения оригинальностью.
    Положительная тенденция: развитие творческих способностей.
    Отрицательная тенденция: тщеславие.
    Защитные механизмы: умаление достоинств других людей.
    Главные трудности: подверженность резким перепадам настроения.

    В детстве природный дар воображения не находил понимания родных, близких, тем более сверстников. Рано обнаружились духовные чувства переживания красоты, справедливости, тайны окружающего мира. Идеальный мир фантазий и мечты стал намного ближе и дороже реального мира, общения с людьми, отягощенными материальными заботами, меркантильными интересами. Страх жить в таком сером, убогом мире толкает романтиков на стезю, где идеализация действительности найдет признание в товарищах по духу.

    5. Страх бесцеремонности — психологический тип «Наблюдатель / мыслитель / эксперт».

    Основное качество: стремление к познанию.
    Основная мотивация: ожидание похвалы за ум.
    Положительная тенденция: делитесь знаниями с другими, обращаете их на пользу людям.
    Отрицательная тенденция: скрываете информацию, используете ее в корыстных целях.
    Защитные механизмы: интроверсия.
    Главные трудности: общение и совместная деятельность.

    В детстве отношения с родителями, родственниками и сверстниками развивались так, что эмоции и чувства ребенка оставались только при нем, ими не хотелось или не с кем было делиться, или даже вредно, опасно. Поэтому оставаться в тени, скрытно и зорко наблюдая за другими, все подмечать, учиться на их ошибках и удачах, анализировать поступки стало непременным и любимым занятием в жизни. Сохранение дистанции в отношениях оберегает человека от вторжения в организованный таким образом психологический комфорт. Бесцеремонное вторжение, разрушение извне границ общения превращает образцово устроенный порядок индивидуального бытия в сумасшедший дом.

    6. Страх предательства — психологический тип «Лоялист / реалист / консерватор / скептик».

    Основное качество: лояльность.
    Основная мотивация: ожидание положительной оценки порядочности.
    Положительная тенденция: дисциплинированность.
    Отрицательная тенденция: педантизм.
    Защитные механизмы: проекция, навязчивости.
    Главные трудности: неуверенность в себе, неожиданные, новые ситуации, отсутствие установок к действию.

    В детстве установленные правила были ультимативны и порой противоречивы. Не было в семье третейского судьи или человека, который мог бы отменить наказание за непослушание. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок стремился подчиняться всем требованиям авторитетных людей без возражения, обсуждения, а во взрослой жизни - и без анализа их правоты или целесообразности. Теперь он может действовать решительно только в том случае, когда свыше ему дана четкая установка, как надо действовать. Ему необходимы раз навсегда установленный порядок отношений, нерушимые законы, по которым он привыкает жить. Анархия и свобода инициативы — ужас, крах мироздания, неспособность личного существования в хаосе. Нарушение договоренностей консерватор расценивает как подлое предательство правилам, по которым его учили жить и доверять людям.

    7. Страх бездействия — психологический тип «Энтузиаст / авантюрист / эпикуреец».

    Основное качество: оптимизм.
    Основная мотивация: безусловная любовь к себе и восхищение окружающих.
    Положительная тенденция: инициативность, энергичность деятельности, организаторские способности.
    Отрицательная тенденция: ненадежность, разбросанность интересов.
    Защитные механизмы: отрицание неудач, вытеснение неприятностей.
    Главные трудности: нехватка времени, отсутствие терпения.

    В детстве на ребенка удручающе сильное впечатление производили страдания других людей. Психологической защитой от Мук сострадания становилась забавная игра, никак не связанная с мрачной реальностью, поиск удовольствий, веселых друзей. Формируется тип стихийного эпикурейца, избегающего страданий, вечно находящегося в поиске удовольствий. Свойством удовольствия является быстрое пресыщение одним и тем же, вызывающее наступление скуки и зуд необходимости перемены, потребность новизны приятных впечатлений. Страх остаться запертым наедине с самим собой, в тюрьме однообразия и бездействия преследует человека, толкает его на путь авантюрных предприятий.

    8. Страх слабости — психологический тип «Конфронтатор / босс / лидер».

    Основное качество: отвага.
    Основная мотивация: ожидание восхваления за стойкость, силу духа.
    Положительная тенденция: альтруизм.
    Отрицательная тенденция: властность, авторитарность.
    Защитные механизмы: самонадеянность.
    Главные трудности: берете на себя порой больше, чем можете справиться.

    В детстве в защиту ребенка некому было вступиться, ему приходилось часто в одиночку отстаивать свои интересы в борьбе. Не обнаружить перед соперником свои слабости и защитить своих, зависимых от него людей, вести их за собой становится лейтмотивом жизни человека.

    Психологический тип Миротворец.

    9. Страх конфликта — психологический тип «Миротворец / посредник / целитель».

    Основное качество: понимание интересов других людей.
    Основная мотивация: ожидание дружеского расположения к себе.
    Положительная тенденция: готовность к компромиссу.
    Отрицательная тенденция: чрезмерная уступчивость.
    Защитные механизмы: подавление гнева, пристрастие к успокоительным средствам.
    Главные трудности: самореализация индивидуальности, требующая напористости и агрессивности.

    Ребенок тяжело переносил частые семейные скандалы и ссоры родных людей, не имея возможности помирить соперников. С тех пор жить в спокойной дружелюбной атмосфере общения, идти на уступки, избегать действий, причиняющих страдания другим, упреждать в других враждебные чувства к себе, любым способом уклоняться от конфликта стало его кредо в зрелом возрасте.

    Гари Крэг — Техника эмоциональной свободы

    В книге «Техника эмоциональной свободы» представлен метод, основанный на принципах традиционной восточной медицины (акупрессура) и западной психологии (депрограммирование сознания). Он был создан американским инженером Гари...

    Проективный метод «Закончи изображение»

    Данный метод позволит исследовать индивидуальные особенности личности. Бесспорно, всегда интересно узнать о себе что-нибудь новое......

    Роджер Фишер — Переговоры без поражения. Гарвардский метод

    Авторы книги – ведущие специалисты Гарвардского переговорного проекта, предлагают действенный метод принципиальных переговоров, который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как врагов. Вам не нужно...

    Методы исследования в зоопсихологии

    Презентация на тему «Методы исследования в зоопсихологии»....

    Тест на темперамент А. Белова «Формула темперамента»

    Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для...

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Январь 2023 (1)
Апрель 2022 (1)
Март 2022 (3)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (2)
Октябрь 2021 (3)


Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Роберт Солсо — Когнитивная психология

Сегодня: четверг 18 июля 2024
131-я годовщина со дня рождения Фредерика Перлза

«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2024