PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому

    Раздел: Тесты Дата публикации: 5-03-2017, 17:07 Ошибка?
    Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому
    Эннеаграмма (от греч. девять), представляющая собой девятиконечную звезду, — издревле символ направленностей психического развития, возможностей эволюции человечества. Георгий Гурджиев к 1915 году выявил психологические типы, соответствующие девяти ипостасям эннеаграммы, обосновал метод их исследования совместно с математиком Петром Успенским. В настоящее время метод психологической эннеаграммы используют в США специалисты рекрутинговых агентств. Принцип метода прост: скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты.

    Метод выявления в эннеаграмме преобладающего типа личности основан на концепции базового страха, истоки которого кроются в детском возрасте. Не переработанный сознанием зрелой личности, не изжитый взрослым человеком бессознательный страх постоянно требует совершения определенных деяний и поступков, чтобы устранить тревогу. Идолу страха человек приносит жертвоприношения и, вместе с тем, благодаря этой мотивации он развивает себя в определенном направлении жизненного пути. Следовательно, о таком развитии можно говорить как об особом невротическом варианте, а именно: латентном (скрытом) страхе, глубинном психическом дискомфорте, который постоянно компенсируется адекватной социальной внешней активностью.

    Инструкция

    Посмотрите список из девяти слов и ответьте на вопрос, что Вы боитесь больше всего? В случае сомнений и отсутствия однозначного уверенного выбора отметьте три наиболее значимых для Вас страха и расставьте их в порядке убывания от первого к третьему.

    Список страхов:

    1. Несовершенство.
    2. Одиночество.
    3. Неудача.
    4. Заурядность.
    5. Бесцеремонность.
    6. Предательство.
    7. Бездействие.
    8. Слабость.
    9. Конфликт.

    Описание психологического типа

    1. Страх несовершенства — психологический тип «Перфекционист / моралист / организатор».

    Основное качество: стремление к совершенству.
    Основная мотивация: ожидание высокой оценки за высокое качество деятельности.
    Положительная тенденция: обязательность, высокие идеалы.
    Отрицательная тенденция: гнев.
    Защитные механизмы: контроль гневливости.
    Главные трудности: чрезмерная требовательность к себе и окружающим.

    В детстве не хватало одобрения, ребенок страдал от критики, насмешек значимых людей (родителей, родных, сверстников, учителей). В результате сформировались комплекс неполноценности и стремление к самосовершенствованию. Развивал волю, интеллект, преодолевая трудные ситуации, глубоко переживая неудачи, страдая, но скрытно, сохраняя лицо гордеца. В этой связи нарастал высокий локус внутреннего контроля, поэтому в любой ситуации винит, прежде всего, себя. Однако все достижения нужны перфекционисту, чтобы заслужить отличную оценку в глазах значимых людей. Привычка к самоанализу, в котором самое главное — быть честным перед собой, побуждает его быть честным со всеми, педантично исполнять свой долг. Тренинг воли побочно взрастил качества дисциплинированности и пунктуальности. Страх унижения — превыше всех страхов и наказаний. Когда перфекционисту не хватает славы, он деятелен. Когда он ее получает, то переоценивает себя.

    2. Страх одиночества — психологический тип «Помощник / альтруист / особый друг».

    Основное качество: любовь.
    Основная мотивация: ожидание душевной благодарности за заботу.
    Положительная тенденция: смирение.
    Отрицательная тенденция: гордыня, навязчивость.
    Защитные механизмы: подавление эгоизма.
    Главные трудности: невнимание к собственным нуждам, нераскрытая индивидуальность, неразвитые в профессии способности.

    Гармоничные отношения родителей, их взаимная любовь, уважение друг к другу передаются ребенку на всю последующую жизнь как пример истинных отношений между людьми. Ребенку, вместе с тем, хотелось бы купаться в этой родительской любви, войти в их союз третьим равноправным партнером. Он испытывал с их стороны недостаток внимания, понимания, заботы. В этом смысле он ощущал одиночество, обострялась его интуиция, эмпатия. Как правило, помощь в домашних делах и уходе за младшими братьями, сестрами возлагалась на него. Забота о других стала привычкой и способом избежать одиночества, которое для этого человека непереносимо, так же, как и отсутствие любви в его жизни.

    3. Страх неудачи — психологический тип «Достигатель / образец для подражания / мотиватор».

    Основное качество: целеустремленность.
    Основная мотивация: ожидание вознаграждения за труд.
    Положительная тенденция: максимальное развитие профессиональных способностей.
    Отрицательная тенденция: для достижения целей все средства хороши.
    Защитные механизмы: цинизм.
    Главные трудности: зависть, неспособность полностью расслабиться.

    В детстве наиболее мощное воздействие на мотивацию имел фактор т.н. отцовской любви, когда хвалят, поощряют, награждают только за личные заслуги. С тех пор человек считает неудачниками всех, кто не преуспел в жизни, а себя отождествляет только с тем, что он делает и чего добился своим трудом. Активность, целеустремленность, организаторские способности и предусмотрительность, планирование будущего — качества, развитые в этом направлении. Отсутствие успеха в делах — кошмар, разорение — крах жизни.

    4. Страх заурядности — психологический тип «Индивидуалист / романтик / эстет».

    Основное качество: воображение.
    Основная мотивация: ожидание восхищения оригинальностью.
    Положительная тенденция: развитие творческих способностей.
    Отрицательная тенденция: тщеславие.
    Защитные механизмы: умаление достоинств других людей.
    Главные трудности: подверженность резким перепадам настроения.

    В детстве природный дар воображения не находил понимания родных, близких, тем более сверстников. Рано обнаружились духовные чувства переживания красоты, справедливости, тайны окружающего мира. Идеальный мир фантазий и мечты стал намного ближе и дороже реального мира, общения с людьми, отягощенными материальными заботами, меркантильными интересами. Страх жить в таком сером, убогом мире толкает романтиков на стезю, где идеализация действительности найдет признание в товарищах по духу.

    5. Страх бесцеремонности — психологический тип «Наблюдатель / мыслитель / эксперт».

    Основное качество: стремление к познанию.
    Основная мотивация: ожидание похвалы за ум.
    Положительная тенденция: делитесь знаниями с другими, обращаете их на пользу людям.
    Отрицательная тенденция: скрываете информацию, используете ее в корыстных целях.
    Защитные механизмы: интроверсия.
    Главные трудности: общение и совместная деятельность.

    В детстве отношения с родителями, родственниками и сверстниками развивались так, что эмоции и чувства ребенка оставались только при нем, ими не хотелось или не с кем было делиться, или даже вредно, опасно. Поэтому оставаться в тени, скрытно и зорко наблюдая за другими, все подмечать, учиться на их ошибках и удачах, анализировать поступки стало непременным и любимым занятием в жизни. Сохранение дистанции в отношениях оберегает человека от вторжения в организованный таким образом психологический комфорт. Бесцеремонное вторжение, разрушение извне границ общения превращает образцово устроенный порядок индивидуального бытия в сумасшедший дом.

    6. Страх предательства — психологический тип «Лоялист / реалист / консерватор / скептик».

    Основное качество: лояльность.
    Основная мотивация: ожидание положительной оценки порядочности.
    Положительная тенденция: дисциплинированность.
    Отрицательная тенденция: педантизм.
    Защитные механизмы: проекция, навязчивости.
    Главные трудности: неуверенность в себе, неожиданные, новые ситуации, отсутствие установок к действию.

    В детстве установленные правила были ультимативны и порой противоречивы. Не было в семье третейского судьи или человека, который мог бы отменить наказание за непослушание. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок стремился подчиняться всем требованиям авторитетных людей без возражения, обсуждения, а во взрослой жизни - и без анализа их правоты или целесообразности. Теперь он может действовать решительно только в том случае, когда свыше ему дана четкая установка, как надо действовать. Ему необходимы раз навсегда установленный порядок отношений, нерушимые законы, по которым он привыкает жить. Анархия и свобода инициативы — ужас, крах мироздания, неспособность личного существования в хаосе. Нарушение договоренностей консерватор расценивает как подлое предательство правилам, по которым его учили жить и доверять людям.

    7. Страх бездействия — психологический тип «Энтузиаст / авантюрист / эпикуреец».

    Основное качество: оптимизм.
    Основная мотивация: безусловная любовь к себе и восхищение окружающих.
    Положительная тенденция: инициативность, энергичность деятельности, организаторские способности.
    Отрицательная тенденция: ненадежность, разбросанность интересов.
    Защитные механизмы: отрицание неудач, вытеснение неприятностей.
    Главные трудности: нехватка времени, отсутствие терпения.

    В детстве на ребенка удручающе сильное впечатление производили страдания других людей. Психологической защитой от Мук сострадания становилась забавная игра, никак не связанная с мрачной реальностью, поиск удовольствий, веселых друзей. Формируется тип стихийного эпикурейца, избегающего страданий, вечно находящегося в поиске удовольствий. Свойством удовольствия является быстрое пресыщение одним и тем же, вызывающее наступление скуки и зуд необходимости перемены, потребность новизны приятных впечатлений. Страх остаться запертым наедине с самим собой, в тюрьме однообразия и бездействия преследует человека, толкает его на путь авантюрных предприятий.

    8. Страх слабости — психологический тип «Конфронтатор / босс / лидер».

    Основное качество: отвага.
    Основная мотивация: ожидание восхваления за стойкость, силу духа.
    Положительная тенденция: альтруизм.
    Отрицательная тенденция: властность, авторитарность.
    Защитные механизмы: самонадеянность.
    Главные трудности: берете на себя порой больше, чем можете справиться.

    В детстве в защиту ребенка некому было вступиться, ему приходилось часто в одиночку отстаивать свои интересы в борьбе. Не обнаружить перед соперником свои слабости и защитить своих, зависимых от него людей, вести их за собой становится лейтмотивом жизни человека.

    Психологический тип Миротворец.

    9. Страх конфликта — психологический тип «Миротворец / посредник / целитель».

    Основное качество: понимание интересов других людей.
    Основная мотивация: ожидание дружеского расположения к себе.
    Положительная тенденция: готовность к компромиссу.
    Отрицательная тенденция: чрезмерная уступчивость.
    Защитные механизмы: подавление гнева, пристрастие к успокоительным средствам.
    Главные трудности: самореализация индивидуальности, требующая напористости и агрессивности.

    Ребенок тяжело переносил частые семейные скандалы и ссоры родных людей, не имея возможности помирить соперников. С тех пор жить в спокойной дружелюбной атмосфере общения, идти на уступки, избегать действий, причиняющих страдания другим, упреждать в других враждебные чувства к себе, любым способом уклоняться от конфликта стало его кредо в зрелом возрасте.

    Гари Крэг — Техника эмоциональной свободы

    В книге «Техника эмоциональной свободы» представлен метод, основанный на принципах традиционной восточной медицины (акупрессура) и западной психологии (депрограммирование сознания). Он был создан американским инженером Гари...

    Проективный метод «Закончи изображение»

    Данный метод позволит исследовать индивидуальные особенности личности. Бесспорно, всегда интересно узнать о себе что-нибудь новое......

    Роджер Фишер — Переговоры без поражения. Гарвардский метод

    Авторы книги – ведущие специалисты Гарвардского переговорного проекта, предлагают действенный метод принципиальных переговоров, который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как врагов. Вам не нужно...

    Методы исследования в зоопсихологии

    Презентация на тему «Методы исследования в зоопсихологии»....

    Тест на темперамент А. Белова «Формула темперамента»

    Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Цветкова Л. С. — Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление

Сегодня: суббота 14 декабря 2019

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2019