Исследование ценностных ориентаций М. Рокича

    Раздел: Тесты Дата публикации: 22-10-2015, 18:57 Ошибка?
    Исследование ценностных ориентаций М. Рокича
    Методика «Ценностные ориентации» позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".

    Милтон Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

    1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
    2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
    3) ценности организованы в системы;
    4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
    5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

    М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

    Инструкция к тесту Рокича:
    Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

    Тестовый материал для исследования ценностей Рокича

    Список А (терминальные ценности):
    1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
    2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
    3) здоровье (физическое и психическое);
    4) интересная работа;
    5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
    6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
    7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
    8) наличие хороших и верных друзей;
    9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
    10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
    12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
    13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
    14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
    15) счастливая семейная жизнь;
    16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
    человечества в целом);
    17) творчество (возможность творческой деятельности);
    18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):
    1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
    2) воспитанность (хорошие манеры);
    3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
    4) жизнерадостность (чувство юмора);
    5) исполнительность (дисциплинированность);
    6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
    7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
    8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
    10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
    11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
    13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
    14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
    15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
    16) честность (правдивость, искренность);
    17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
    18) чуткость (заботливость).


    Обработка результатов, интерпретация

    Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

    Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

    Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
    2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
    3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
    4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
    5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
    6. ...через 5 или 10 лет?
    7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

    Галина Момот — Как стать настоящим другом для своего ребенка

    «Как стать настоящим другом для своего ребенка» – бесценная книга практикующего психолога и педагога Галины Момот, необходимая для счастья каждой семьи, воспитывающей подрастающее поколение. Вы хотите, чтобы из Вашего малыша...

    Сидни Саймон, Леланд Хау, Говард Киршенбаум — Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей

    Почему иной раз мы действуем против своей воли? Почему в какой-то момент жизни теряем свое «Я» и не торопимся его вернуть? Как научиться отличать истинные ценности от навязанных обществом? Как стать собой настоящим – счастливым,...

    Джеймс Добсон — Родителям и молодоженам

    По мнению автора настоящей книги, доктора Джеймса Добсона, в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство, огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисциплиной, уважение к каждому человеческому...

    Климов Е. А. — Введение в психологию труда

    В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов. Особое внимание обращает...

    Роберт Дилтс — Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

    Если вы живете и работаете среди людей, вам неминуемо придется столкнуться с необходимостью убедить окружающих в чем-то действительно важном. И в этом вам поможет популярнейшая книга Роберта Дилтса, гения нейро-лингвистического...

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Январь 2023 (1)
Апрель 2022 (1)
Март 2022 (3)
Январь 2022 (1)
Декабрь 2021 (2)
Октябрь 2021 (3)


Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм — Супервизия супервизора. Практика в поиске теории

Сегодня: вторник 19 марта 2024

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2024