Тест Роршаха. Методика чернильные пятна

    Раздел: Тесты Дата публикации: 5-10-2014, 09:48 Ошибка?
    Тест Роршаха. Методика чернильные пятна
    Тест Роршаха - это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик. Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т.е. тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека. Данная проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.

    Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.

    Инструкция.
    Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.
    На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?
    Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.

    Стимульный материал к методике Роршаха:











    Ключ к тесту Роршаха.
    В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

    Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

    Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки. С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.

    Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа - картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

    Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию - на анализе материала конкретных ассоциаций.

    Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

    По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

    а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом - только его часть);
    б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
    в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
    г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

    Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий - люди, животные, предметы и фантастические образы - и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.

    Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).
    Формальные характеристики:
    Ц (целостность) - так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
    Д (деталь) - ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
    Ф (форма) - четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
    Фн - нечетко воспринятая форма.
    Фцв (форма-цвет) - ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
    Цвф (цвет-форма) - ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

    Характеристики по содержанию:
    Ж - категория "животные". Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира - млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
    Ч - категория "человеческие фигуры". Упоминания о человеческих существах в любой форме - называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики).
    П - категория "предметы". Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
    Фан - категория "фантастические образы" - упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
    Дв - категория "движение". Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже - мимические движения.

    Обработка результатов
    1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже).
    2. Производится подсчет количества ответов различных категорий.
    3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
    4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
    5. Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
    6. Составляется заключение о личности тестируемого.

    Интерпретация теста Роршаха.

    Диагностические показатели
    (по формальным оценкам - "значение клякс Роршаха")

    Ц (целое) - большое количество целостных образов - показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.

    Д (деталь) - а) большое количество деталей - показатель "дробности" внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов - показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.

    Ф (форма) - большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения "гасят" или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь "распустить" эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности.

    Дв (движение) - ответы с усмотрением движения - показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.

    Цв (цвет) - ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак "суженного сознания", импульсивности и отсутствия контроля.

    Здесь приведена короткая интерпретация ответов, "значений клякс" Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе: Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория.

    Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.
    3c273 4 декабря 2014 22:17

    http://hsto.org/storage2/b8c/831/22f/b8c83122f99d1762d41d34ae4f3e7156.jpg
    | | Жалоба |

    Методика диагностики темперамента Яна Стреляу

    Методика диагностики темперамента Яна Стреляу используется для изучения трех основных характеристик нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов....

    Психографический тест Либина (ТиГр, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», тест идеографический)

    Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (Тест идеографический, ТиГр) – оригинальная проективная психодиагностическая система, объединяющая произвольное изображение фигуры человека и неосознанное предпочтение...

    Проективные тесты: чем они могут быть полезны?

    Чернильные пятна, рисунки, цветовые наборы... Что выявляют эти тесты и какое отношение они имеют к бессознательному, подробнее в этой статье....

    Методика «Q-сортировка» В. Стефансона

    Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) «Q-сортировка» (Q-sort Technique) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Метод может использоваться для условного деления...

    Тест на темперамент А. Белова «Формула темперамента»

    Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь

Июнь 2020 (4)
Май 2020 (5)
Апрель 2020 (5)
Февраль 2020 (2)
Декабрь 2019 (13)
Ноябрь 2019 (6)



Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Стивен Пинкер — Как работает мозг

Сегодня: вторник 07 июля 2020
147-я годовщина со дня рождения Шандора Ференци

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2020