PSYCHOJOURNAL.RU

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    Как пробудить у ребенка интерес к учебе

    Раздел: Статьи Дата публикации: 12-11-2016, 15:24
    Как пробудить у ребенка интерес к учебе
    Отношение ребенка к школе напрямую зависит от того, какие чувства связаны со школой у нас самих. Может быть, мы так и не избавились от детского страха перед ней, или нас пугают новые требования, которых «в наше время» не было? «Дети это ощущают кожей, - говорит детский клинический психолог Елена Морозова. - И понимают: если уж боится мама, то мне тем более надо бояться. Так мы поневоле даем ребенку понять, что учеба - процесс очень трудный и сложный, который не несет никакой радости». Стоит задуматься и о собственных взглядах, считает писатель и учитель литературы Александр Закуренко.

    Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа - лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», - подчеркивает педагог. В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не стишком успешны. Или, наоборот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое? «Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», - уверен Александр Закуренко.

    Опирайтесь на то, что им нравится

    Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.

    Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, - объясняет Елена Морозова. - И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? а почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию». Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает.

    Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, даже если ваши интересы не совпадают, и переключиться на его «регистр». Это требует усилий. По иначе диалога не получится». Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы... список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки - между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии...

    Поощряйте познание, а не просто запоминание

    Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках. «Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить, - констатирует Елена Морозова. - Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление - и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес! А умение держать удар наверняка пригодится ему во взрослой жизни, раз уж мы так беспокоимся о его успешности».

    Не всякая учеба помогает ребенку раскрыться, соглашается Александр Закуренко. «Школа требует от него повторения каких-то образцов. И хорошо, если мы сумеем увести его из мира готовых схем в мир свободного вопрошания. Человек начинает учиться, только когда начинает сам задавать вопросы. Тогда у него появляется собственная мотивация, ему интересно найти ответ. За которым последует новый вопрос. По опыту я знаю, что можно пробудить интерес к любому предмету, если показать, что в нем есть загадки. По большому счету учеба - это приключение мысли. Тот, кто это прочувствовал, будет учиться всегда и везде».

    Отмечайте успехи

    В нашей педагогике долгое время считалось, что главное - показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять, рассказывает Елена Морозова. «По о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение». Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. «Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. По сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с учебой справишься».

    Но что, если мы вообще не видим позитива? Елена Морозова предлагает вести в течение месяца дневник, фиксируя то, что удалось ребенку, и анализируя эти маленькие достижения. Не забывая при этом радоваться самим и хвалить ребенка. Конечно, не надо перегибать палку. «Постепенно у ребенка включится рефлексия, он сможет здраво себя оценивать, не ожидая похвалы и не боясь ошибиться», - обнадеживает родителей Александр Закуренко.

    Играйте в слова

    Роль «проводника в мир слов» принадлежит прежде всего родителям. «Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить, -отмечает Елена Морозова. - Подальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь». Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы - все может помочь. По лучше всего, по мнению Александра Закуренко, живая речь: «Мой опыт говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление». Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность - книги, рекламу, интернет, кино, - чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней.

    Заботьтесь о них

    Не забывайте о теле. «Особенно это важно для астеничных, ослабленных детей, - напоминает Елена Морозова. - Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв». Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром - глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал: «При недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку». Элементарные вещи? Да, но за ними недостаточно следят!

    Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. Прежде чем приняться за уроки, полезно сделать несколько поверхностных дыханий животом, с рукой на животе; расслабить пальцы, шею; выполнить упражнение «тряпичная кукла»... Или раскрасить мандалу (сборники раскрасок продаются повсюду), это разом и разрядка, и сосредоточение. И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. «Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем, - призывает Елена Морозова. - Помогайте ему там, где трудно, показывайте, что любите его».

    Источник: Psychologies №11 2016

    Гиппенрейтер Ю. Б. — Самая важная книга для родителей (сборник)

    Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, – и показывает, почему они утратили эффективность....

    Гиппенрейтер Ю. Б. — Общаться с ребенком. Как?

    Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!...

    Адель Фабер, Элейн Мазлиш — Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать ...

    Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» – подобные упреки знакомы каждому ребенку. И каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может «достучаться» до сына...

    Когда ребенку пора к психологу?

    Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками... Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться...

    Дональд Винникотт — Разговор с родителями

    Великий английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (его идеи оказали влияние и на педиатрию, в частности, на Б. Спока) не верил в советы и рекомендации. Более того, считал их вредными, лишающими родителей...

    ×

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пользуетесь ли Вы социальными сетями и какова основная цель?
Да. Общение с друзьями, знакомыми
Да. Чтение новостей, поиск информации
Да. Для развлечений (игры, фильмы, музыка)
Да. По работе
Нет, не пользуюсь




Поделиться в социальных сетях:

О сайте

Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Случайная книга

Соколов С. В. — Социальная конфликтология

Сегодня: воскресенье 23 апреля 2017
Всеукраинский день психолога.

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
PSYCHOJOURNAL.RU © 2014-2017