Психоаналитик Бруно Беттельхейм в книге «Просвещенное сердце» описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда в 1938–1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь.
Подобно нервам или мышцам способность принятия решений без постоянного использования атрофируется.
Подражание - это не свободный выбор, даже если нет принуждения.
...такие люди думают, что работа, как заработок, поддерживает существование их самих и их семей и дает возможность тратить досуг на занятия по интересам, и поэтому она важна. Но зачастую их "работа" - скучный и неблагодарный труд, далекий от их истинных интересов, и поэтому она - не важна. Досуг тоже важен (ради него работают) и не важен одновременно (ведь важным может быть лишь заработок на жизнь). Такое противоречие порождает серьезные конфликты и неудовлетворение, пожирающие много жизненной силы, хотя многие даже этого не осознают.
Иногда кажется, что по мере развития общества, исчезают прежние неудобства, но не прежние тревоги.
Чем меньше человек способен разрешать конфликты - будь то внутренние или внешние (между личными желаниями и требованиями общества), тем больше он уповает на общество при новых вызовах. И здесь нет разницы в том, откуда он черпает стереотипы - со страниц газет, из рекламных роликов или от психиатра. Чем больше он принимает их ответы как свои собственные, тем меньше у него шансов встретить новый вызов независимо.
Мои действия гораздо больше выражают моё "истинное я", нежели мои бессознательные или подсознательные мотивы.
Обладая всем, о чём могли только мечтать предшествующие поколения, мы с ужасом осознаём, что утрачиваем смысл жизни.
Для того, чтобы выйти из противоречия между внешним и внутренним миром, необходимо осознать, что же действительно человеку нужно, и сделать личный выбор. Но вместо этого с лёгкостью принимается решение, согласно которому смутные желания могут быть удовлетворены любым взаимозаменяющим способом.
Выработка решения и устранение конфликта зависят от способности отсечь все варианты, однозначно не соответствующие ценностям и уровню данной личности. Из оставшихся довольно легко выбрать верный ответ. В силу неразвитости или отсутствия иерархии ценностей поиск решения может потребовать изнурительного внутреннего труда.
Вопрос нашего времени состоит в том, что же нам необходимо, чтобы выжить в современную эпоху техники с её отчуждением человека от человека и человека от природы.
Человек меняется в зависимости от того, как он поступает. Поступающие достойно становились лучше, ведущие себя недостойно - опускались ещё ниже.
Чтобы противостоять притупляющему воздействию массового сознания, дело человека должно быть продолжением его личности. Выбор дела не должен зависеть от случая, удобства или выгоды, но должен исходить из того, насколько прямо он ведет к самореализации человека в нашем мире, так что в самих результатах такой деятельности будет сказываться как объективная целенаправленность, так и внутренняя целеустремленность, осмысленность жизни.
В отсутствии эффективно организованного сопротивления (которое появилось, лишь когда военное поражение Германии стало очевидным), открытая борьба была бессмысленным самоубийством. Но находились люди, в частности, небольшая группа студентов университета, которые предпочли неимоверных риск борьбы компромиссу со своей совестью. Кроме открытой борьбы существовали и другие пути сопротивления, например, помощь или укрывание антифашистов или евреев.
Выбор молчаливой внутренней оппозиции всё равно требовал от человека отказаться от карьеры, рискнуть своим экономическим благополучием или эмоциональным комфортом налаженной жизни. И вновь такой риск могли позволить себе лишь те, кто обладал внутренними ценностями, кто знал, как мало значат в действительности благосостояние и положение в обществе, кто не сомневался в привязанности близких. Пока большинство из нас не достигло такой духовной цельности, необходимой для жизни в массовом государстве, сделать подобный выбор способны лишь единицы.
Больший отдых не может компенсировать глубокой фрустрации на работе. Только эмоционально насыщенная жизнь, даже при тяжёлом режиме работы, может быть восполнена отдыхом, который тоже способен принести разнообразное удовлетворение.
Ныне внешний прогресс сильно опережает соответствующее ему внутреннее развитие, и этот зазор вызывает у многих граждан эмоциональные расстройства, которые, как известно, связаны с неразрешёнными конфликтами.
Опасность состоит ещё и в том, что машинный век предоставляет материальный комфорт практически каждому, но в силу своей доступности он иском не в добавление к душевному покою, а вместо него. И тогда мы становимся зависимыми от комфорта и нуждаемся всё больше и больше в технологическом прогрессе, чтобы заполнить им душевную пустоту. И в этом, как мне кажется, главная опасность машинной эпохи, но это не значит, что мы обречены на неё.
Современный человек страдает от неспособности сделать выбор между отказом от свободы и индивидуализмом, или отказом от материального комфорта при помощи современных технологий и безопасностью внутри массового общества. И в этом истинный конфликт нашего времени.
Рекламные ролики «зомбируют» публику на покупку тех или иных товаров. Обмениваясь шаблонными мнениями, люди радуются такой похожести, пока не начинают чувствовать пустоту жизни, не проявляющей ничьих особенностей.