В этой книге М.-Л. фон Франц, пользуясь собственным опытом аналитика и опытом сотрудничества с Юнгом, раскрывает многие важные аспекты психологического знания и опыта, накопленного в сказках всего мира. Она это делает очень мудро, пользуясь превосходным знанием фольклора. В основном автор обсуждает проблемы, связанные с Теневой стороной жизни человека: как архетип Тени может проявляться у мужчин и у женщин, что говорят сказки о поведении и сознательных установках, способствующих появлению зла. Рассматриваются разные способы воплощения зла в волшебных сказках, в частности: в образах великанов и чудовищ, злых духов и демонов, коварных королей и хитрых ведьм. М.-Л. фон Франц считает парадоксальным каждый стиль поведения: иногда это борьба со злом, иногда - применение хитрости, иногда - проявление силы или магии, а иногда - побег или отступление. Кроме того, автор показывает, как важно уметь найти опору в ядре собственной сущности, то есть в Самости, трансцендентной добру и злу.
Книга может быть интересна не только психологам, но и самому широкому кругу читателей.
Обновите страницу, если не отображается панель инструментов "читалки".

Согласно Юнгу, самый тягчайший грех - нежелание достигнуть осознания, хотя такая возможность есть... Именно поэтому Юнг говорит, что с точки зрении психологии одной из самых злых и губительных сил являются нереализованные творческие способности. Если кто-то обладает творческим даром и вследствие своей лени или по какой-либо другой причине его не использует, эта психическая энергия превращается в настоящий яд.
Кто не реализовал свои творческие возможности, пытается препятствовать другим людям проявить свой дар, и кто не реализовал возможность повышения уровня своего сознания, всегда пытается пустить туман и вселить неуверенность в людей, предпринимающих усилия в этом направлении. Желание человека помешать другим людям повысить свой уровень осознания, потому, что он не хочет пробуждения своего - зло поистине смертоносное. А иметь возможность для развития сознания и не использовать ее - вообще самое худшее из зол, которые вообще можно себе представить.
Если вы владеете какими-то традиционными, систематическими знаниями, вы их можете неправильно применить. Однако проявление инстинктивной, творческой спонтанности никогда нельзя предвидеть заранее, и другой человек никогда не может сказать, что может случиться. Этот процесс абсолютно творческий, непредсказуемый по своей сути, а потому он превосходит все наши человеческие понятия.
В английском языке есть выражение "wolfing food", означающее, что человек голоден, "как волк", и жадно поглощает еду. У мужчины волчья натура воплощает это странное желание все и всех сожрать и все получить, где основной проблемой у человека остается проблема инфантилизма, порожденная несчастливым детством. Внутри у таких людей растет "голодный волк". Обо всем, что они видят, они говорят: "Я тоже хочу!" Если какой-то человек проявляет по отношению к ним доброту, они от него требуют все больше и больше. Юнг называет это подверженностью влечению (drivenness), которое явно не относится ни к власти, ни к сексуальности. Оно является даже еще более примитивным; это желание получить все, что можно. Они совершенно зависимы от этого влечения. Это не значит, что этого хотят именно они; этого хочет их "оно". Их "оно" никогда не получает удовлетворения, поэтому волк, который живет у них внутри, кроме того, порождает у них постоянное чувство возмущенной неудовлетворенности. Он становится символом постоянной горькой, холодной, ужасной обиды из-за чего-то, чего у человека никогда не было. Он действительно хочет съесть весь мир.
В сотнях и сотнях сказок есть одно правило, у которого, видимо, нет исключений. Если вы не прислушиваетесь к словам помощника - зверя или птицы - если какое-то животное дает вам совет, а вы ему не следуете, - тогда вам конец. Но когда мы анализируем, что животные говорят, то сталкиваемся с полным противоречием: один говорит - надо бежать, другой говорит - драться, третий советует - соврать, а четвертый - сказать правду. С этической точки зрения животные поступают то так, то по-другому, но если вы будете делать им наперекор, вас ждет гибель. Это значит: быть послушным своему сокровенному внутреннему бытию, своему инстинктивному внутреннему разуму - самое важное по сравнению со всем остальным. В материале волшебных сказок всех времен и народов мне никогда не встречалась другая закономерность.